Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Сговора нет, а картель есть: экономист о подорожании бензина

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала проверку автозаправщиков и требует от владельцев АЗС объяснений, почему с начала года цены на топливо растут с опережением прогноза.

В ФАС полагают, что подорожание могло быть спровоцировано несколькими факторами. Например, ростом экспортных цен, спроса на нефтепродукты, который подстегнула холодная зима, плюс ограничения добычи нефти в рамках договоренностей ОПЕК+. О позиции ведомства сообщает агентство РИА Новости.

Есть ряд других причин, которые ранее назвали в Минэнерго, напоминает «Парламентская газета». Замминистра энергетики Павел Сорокин недавно заявил, что бензин в России не дешевеет вслед за нефтью из-за колебаний курса рубля, демпфирующего механизма и рыночного фактора.

В интервью «Комсомольской правде» Сорокин подчеркнул, что правительство не может в административном порядке приказать нефтяникам снизить цены на бензин и дизтопливо. Такое решение приведет к убыткам компаний и закрытию нефтеперерабатывающих заводов. Как следствие, возникнет дефицит топлива на рынке.

По мнению Сорокина, демпфирующий механизм оказывает на рынок положительное влияние. Он сдерживает скачки подорожаний и обеспечивает стабильную, предсказуемую для потребителя динамику цен. Без механизма Аи-92 мог бы сейчас стоить в России на 5,2 рубля дороже, отметил чиновник.

Напомним, по данным Росстата, с начала 2021 года цены на бензин в России выросли на 3,2%, на дизтопливо – на 0,1%.

Продавцы диктуют свои правила потребителям

Кандидат экономических наук Михаил Беляев в беседе с журналистами издания «Красная Весна» дал альтернативное объяснение уверенного роста цен на топливо в России. Он рассказал, что на рынке возникла «ситуация продавца». От продавца, а не от потребителя, сейчас зависит, какими будут цены. Формально это нельзя назвать картельным сговором, и это не монополия. Но рост цен вполне себе монопольный, как и сама ситуация, ситуация «негласного картеля».

Беляев пояснил, что владельцам АЗС нет нужды о чем-либо договариваться между собой. Они имеют одинаковый интерес – больше зарабатывать, повышая отпускные цены. «А раз они преследуют одну и ту же цель — они действуют не согласованно, не договариваясь между собой, но в одном направлении», — заявил Беляев.

Он напомнил, что мониторинг цен на рынке и пресечение злоупотреблений являются прямой обязанностью ФАС. Насколько эффективной будет очередная проверка, предсказать трудно. Но высока вероятность, что заправщики найдут десятки отговорок и аргументов, почему без подъема цен они не выживут. Затем у ФАС будет два варианта: поверить на слово, пересказать всё это потребителям и оставить, как есть, или же самостоятельно проанализировать причины подорожания. Не исключено, что при втором подходе будут выявлены нарушения, и кого-то придется наказывать, штрафовать, выносить предупреждения.

Впрочем, такой сценарий маловероятен. Беляев предположил, что ФАС разошлет компаниям письма с требованием объясниться, получит типовые ответы, суммирует их и разошлет рекомендации впредь быть осторожнее с повышением цен. Максимум, ФАС сочтет, что если цены и завысили, то на копейки, заключил экономист.

Полная версия