Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Сирийский пирог заинтересовал Китай

Китай начал проявлять повышенный интерес к урегулированию ситуации в Сирии.

Недавно китайская делегация посетила контролируемый правительственными войсками район в провинции Идлиб. Губернатор Идлиба Мухаммед Натуф, назначенный Дамаском, принял делегацию в Хан-Шейхуне. В числе представителей КНР были специалисты-медики, с которыми сирийский чиновник обсуждал поставки тестов на COVID-19. Были также военные и представители служб безопасности.

Китайские СМИ об этом визите не упоминают. О нем пишет издание Eadaily со ссылкой на оппозиционный ресурс The Syrian Observer. Впрочем, как отмечает портал Накануне.RU, активизация Китая в отношении Сирии выглядит вполне вероятной. Особенно в свете того, что сейчас министр иностранных дел КНР Ван И совершает большое турне по Ближнему Востоку. Дамаск в его расписании не значится, зато есть страны, прямо участвующие в сирийском урегулировании – Турция и Иран.

К концу марта по случаю десятилетия с начала сирийского конфликта выступил спецпредставитель КНР по Сирии Се Сяоянь, который заявил, что история войны в Сирии наглядно показала невозможность смены режимов под давлением извне и невозможность разрешить нынешнюю ситуацию военным путем.

Постпред Китая при ООН Чжан Цзюнь высказался в аналогичном ключе, раскритиковав иностранное вмешательство в дела Сирии. Он также акцентировал внимание на важности гуманитарной помощи и снятии со страны экономической блокады, чтобы она могла начать восстановление после разрушительной войны. Он подчеркнул, что Китай придерживается безусловного приоритета территориальной целостности и независимости Сирии, и напомнил о праве этой страны на самооборону в соответствии с Уставом ООН.

Что задумал Китай?

Означает ли вышеозначенное внимание Китая к Сирии некую смену курса, или же это просто дежурные заявления и визит, за которыми не последует никакой значимой активности, пояснил главный научный сотрудник ИДВ РАН Владимир Петровский.

В интервью Накануне.RU он констатировал, что Чжан Цзюнь в своей риторике ограничился критикой иностранной агрессии против Сирии и в ключе Астанинских договоренностей еще раз указал на сохранение территориальной целостности ближневосточной страны. С другой стороны нельзя не заметить, что примерно с 2018 года Китай явно наращивает свое присутствие в регионе, в том числе в Сирии.

По Сирии речь пока идет в основном о гуманитарных проектах. Отношения Пекина и Дамаска весьма теплые. Но Китай воздерживается от участия в военно-политических проектах урегулирования, фокусируясь на экономической помощи.

Петровский выразил уверенность, что Китай продолжит гуманитарную помощь Сирии. «У китайского бизнеса были и остаются экономические интересы в Сирии, но ограниченные. Пока там война, не следует ожидать каких-то крупных инвестиций, капиталовложений», - отметил эксперт. Помимо прочего Китай интересуют сирийские телекоммуникации и «всё, что связано с добычей и переработкой нефти».

Владимир Петровский не исключил, что Китай подумает о задействовании ЧВК для защиты важных для себя объектов в Сирии. Такой опыт был наработан Китаем в Африке. В Идлибе этот сценарий не стоит сбрасывать со счетов. Однако в целом принципиальных сдвигов за последние 4-5 лет в политике Китая в Сирии не видно, заключил Петровский.

Полная версия