Посадит ли Ever Given мировую экономику на мель
Очередная попытка снять с мели контейнеровоз Ever Given в Суэцком канале провалилась.
Об этом в пятницу сообщил технический оператор судна Bernhard Schulte Shipmanagement (BSM). На место аварии прибыли сотрудники нидерландской компании Smit Salvage, которые уже приступили к работе. К 28 марта на место прибудут два дополнительных буксира.
26 марта вечером в США объявили о готовности помочь Египту в разблокировке канала. Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки заявила, что в Вашингтоне внимательно следят за ситуацией. «В ходе наших дипломатических контактов мы предложили свою помощь египетской стороне в открытии канала», - сказала она.
Между тем с двух сторон канала скопилось около 240 судов, ожидающих возобновления движения. Каждый день простоя обойдется компаниям крупными убытками. Некоторые суда отправились в обход канала через Мыс Доброй Надежды, сообщил Bloomberg. Такой маршрут длиннее на несколько недель.
В пробке у Суэцкого канала стоят танкеры с СПГ и как минимум 7 судов с нефтью общим объемом около 6,3 млн баррелей. Это уже привело к незначительному подорожанию нефти. Газета South China Morning Post отмечает, что если в выходные канал не удастся разблокировать, будут задержаны еще три танкера с 2,5 млн баррелей на сумму $160 млн.
Всё обойдется
Экономист Александр Дудчак в интервью порталу iReactor прокомментировал мнения о том, что инцидент в Суэцком канале обернется серьезным ударом по мировой экономике. Он выразил надежду, что очень скоро Ever Given сдвинут с места и судоходство по кратчайшему пути из Индийского океана в Атлантику возобновится.
—Вроде никакой экологической катастрофы не произошло. Экономически тоже это вряд ли каким-то образом повлияет. Я не думаю, что этот груз будет там долго стоять. Его как-нибудь сдвинут с места, — сказал Дудчак.
Он обратил внимание на то, какой шум вокруг аварии подняли мировые СМИ, что наводит на мысль о куда более тесных политических и экономических связях между государствами, чем казалось ранее.
С другой стороны, почему-то мало кто вспоминает, что помимо Суэцкого канала есть еще Ормузский пролив, Малаккский пролив в Юго-Восточной Азии, Панамский пролив. Там тоже идет грузооборот.
— Это заставляет задуматься о том, какой маленький у нас все-таки мир, — заключил Дудчак.
Штрафы посыпятся, как из Рога изобилия
Гендиректор компании «Инфотэк-Консалт», доктор экономических наук Тамара Канделаки в беседе с радиостанцией «Говорит Москва» рассказала о вероятных последствиях для нефтеперерабатывающей промышленности Европы.
Она указала, что есть «западные заводы, которые в портах находятся и перерабатывают очень большое количество разной нефти». Повысить эффективность удается за счет специализации заводов на конкретных составах нефти. Соответственно, каждый завод ждет свой танкер. В России такой дифференциации нет. Заводы подключены к трубопроводу, и что пришло, то и перерабатывается. Проблема с западными заводами в отсутствии больших запасов, поэтому при длительном простое танкеров, работа рискует остановиться.
Канделаки спрогнозировала, что из-за пробки многие компании, занимающиеся доставкой грузов, могут попасть под штрафные санкции. Грузоотрпавители обязаны доставить товары к определенным срокам. При нарушении сроков в контрактах прописывается «демередж», штраф за задержку. «Сколько времени там будет задержка — такой будет и демередж», - предупредила Канделаки.
Все думают: кто это сделал?
Журналист, депутат Мосгордумы Андрей Медведев назвал главным последствием аварии Ever Given пересмотр логистических потоков в мире и рост недоверия между странами. Сейчас у всех основной вопрос, кто это сделал. Его задают себе коллеги СЕО корпораций, главы стран, премьер-министры, биржевики.
—Понятно, речь не о капитане Ever Given, который штурвал перекрутил. Думаю, что большинство важных людей, принимающих серьёзные решения, уверены, что случайность не случайна, а вполне рукотворна. И теперь все думают друг на друга - это вот он устроил, — пояснил Медведев в Telegram.
—И даже если это случайность, то она конечно же станет триггером новых инфраструктурных проектов, и не только региональных. Израиль и Эмираты строят железную дорогу Хайфа – Абу-Даби через Иорданию и Саудовскую Аравию. Причем, не исключено, что порт Хайфа будет куплен арабами. Турция, Иран и Пакистан в ближайшее время возобновляют регулярные контейнерные поезда Стамбул-Тегеран-Исламабад. Вообще коридор Стамбул-Тегеран-Исламабад был открыт в 2009 году, но оставались технические сложности <…> Так что мир кажется, стоит перед новым переделом и пересмотром логистических потоков, — продолжил журналист, предупредив, что передел логистики чреват политическими обострениями.