В госдолге России обнаружили сигнал о жестких санкциях
Вокруг российских ОФЗ сгущается паника, как если бы инвесторы узнали о по-настоящему жестких санкциях США.
На ситуацию на рынке ценных бумаг обратил аналитик, инвестбанкир Евгений Коган. В своем Telegram он обратил внимание на «усиленное давление в результате чего доходность практически всех выпусков продавцов выросла крайне агрессивно».
Коган подчеркнул, что делать какие-либо выводы о происходящем на рынке ОФЗ хотя бы до середины рабочего дня неправильно. Дело в том, что более-менее четко говорить о тенденциях можно лишь тогда, когда «на рынке появляются профессиональные участники и нерезиденты различных мастей и окрасов». Однако в данном случае ситуация выглядит очень тревожно.
По «коротким» бумагам и бумагам среднего погашения доходность растет более чем на 20 б. п. (0,2%). С «длинными» рост доходности менее сильный, в пределах 16 б. п. «Одновременно падает рубль. Общая картина складывается достаточно пренеприятная», - констатировал Коган.
Он предположил, что такой разворот может быть связан с тем, что крупные нерезиденты начали массово продавать российский госдолг, а деньги, похоже, идут на скупку валюты.
Всё это наводит на подозрения, что «крупные ребята знают более нас о предстоящих санкциях», причем таких санкциях, которые будут носить отнюдь не формальный характер.
В качестве дополнительного аргумента, Коган указал на совсем недавние разговоры о вероятности отключения российских финансовых институтов от платежной системы SWIFT. К действительно жестким ограничениям можно также отнести такую меру как закрытие корсчетов банков. «А может и санкции на российский долг», - рассудил Коган.
Он подчеркнул, что в данным момент об этом можно только гадать, но «движение идет достаточно сильное, а значит оно не случайно». Особенно если обнаружится системность продажи рублей.
В подкрепление своих опасений Коган привел график на рынке ОФЗ индекса RGBI (Russian Government Bond Index). «Как видим, RGBI снижается уже достаточно длительный период, сегодня же фиксируем стремительное падение, что выглядит логично в свете», - пояснил эксперт.
Падающий рубль
Во вторник днем евро и доллар на Московской бирже растут по отношению к рублю. Как сообщает Интерфакс, евро преодолел отметку в 90 рублей, а доллар торгуется по направлению к 76 рублей за доллар.
«Экспресс газета» со ссылкой на экспертов по валютному рынку пишет, что для рубля сейчас практически сравнялись положительные аргументы и риски. Стоимость нефти упала с отметок в районе $70 за баррель, ближе к $62-65. Баррель Brent 23 марта торгуется в районе $62,33. Но в сравнении с падениями периода жестких коронавирусных ограничений нефть все еще можно считать дорогой, и она оказывает весомую поддержку бюджету и рублю. «Помогает притоку денег в рублевые активы по-прежнему продолжающийся рост на фондовых биржах США и Европы: часть денег в этом случае почти всегда идет и в развивающиеся экономики, и в страны БРИКС, включая Россию», - отмечает издание.
Главным же фактором стали политические риски, которые пока носят больше психологический характер. Как например угроза санкций против госдолга РФ. Шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев на этот счет пояснил, что если не принимать всерьез слухи о санкциях, то базовый сценарий курса рубля на апрель останется прежним (в коридоре 73-76 рублей за доллар).
Оптимистичную оценку будущему рубля дает также руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. В беседе с ФАН он заявил, что ключевым положительным фактором, укрепляющим рубль стал разворот Центробанка РФ в сторону ужесточения монетарной политики. По его словам, инвесторы уверены, что ЦБ РФ не повторит ошибок турецкого центробанка и к концу года увеличит ключевую ставку до 5,5–6%. Это затормозит отток капитала, даже несмотря на санкционные риски.
«Россия не может исключать угрозу отключения страны от системы передачи межбанковских платежей SWIFT. Однако о данной угрозе, как и о санкциях в отношении ОФЗ, говорят уже несколько лет», - сказал Разуваев. Он также указал на довольно дорогую нефть, цена которой комфортна для России и наверняка останется в пределах таргета $60-70 за баррель. «До конца марта мы ориентируемся на курс 73–75 рублей за доллар и 87–90 — за евро», - спрогнозировал эксперт.