Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Панцирь» против «Байрактара»: есть ли у России ответ на угрозу дронов

Беспилотные боевые летательные аппараты стали новой реальностью военных конфликтов.

США несколько лет назад приняли стратегию развития воздушных сил с акцентом на концепцию «пчелиного роя», когда ставка делается не на дорогостоящие самолеты, а на группировки дешевых в изготовлении небольших дронов. Испытательным «полигоном» для проверки возможностей роя БПЛА стала российская база Хмеймим в Сирии, которая регулярно подвергается нападениям с воздуха. Там отечественные ПВО и средства радиоэлектронного подавления пока показывают себя хорошо.

Еще одной проверкой российского вооружения стал конфликт в Нагорном Карабахе. Азербайджан при поддержке турецких «Байрактаров» нанёс чувствительное поражение ВС Армении, на вооружении которых состояла советская и российская техника. «Допустим, армяне просто воевать не умеют. Но справится ли с новым вызовом Россия?», - задался вопросом аналитик, публицист Андрей Нальгин. Он напомнил, что недавно Объединенный центр передового опыта воздушных сил НАТО опубликовал доклад под названием «Комплексный подход к противодействию беспилотным авиационным системам».

В нем авторы подробно разбирают возможности современных средств ПВО противостоять рою дронов. В фокус внимания специалистов попал российский комплекс «Панцирь С1». В докладе говорится, что данная техника предназначена для борьбы с самолетами и вертолетами, а также для дополнительной защиты подразделений ПВО на малых высотах. Отмечается, что комплекс теоретически подходит для борьбы с мелкими и тактическими БПЛА.

Однако тут речь идет о теории. Насчет практического применения «Панциря С1» эксперты из НАТО настроены скептически. В том же докладе отмечается, что при атаке умными, высокоточными боеприпасами с БПЛА «Байрактар ТБ2» радар комплекса не смог обнаружить ни снаряды, ни сам беспилотник. Комплекс в условиях атаки «стоял без дела». «Это наглядный пример того, как «вражеская» система ПВО, используемая как средство противодействия БПЛА, была уничтожена именно беспилотником во время встречной атаки», - сообщили в НАТО, констатировав, что ЗРПК с задачей в данном случае не справился.

Нальгин добавил, что еще одним слабым местом «Панциря С1» является долгая подготовка к бою. На развертывание комплекса уходит около 4 минут. При внезапных атаках БПЛА это слишком долго.

С другой стороны, созданный в 2017 году «Панцирь СМ», который оснащен новой РЛС, тепловизором на матрице из GaAs, мог бы проявить себя куда лучше. Однако пока комплекс испытывали только в условиях учений. Как дела будут обстоять в реальном бою, неизвестно.

Не в пользу «Панциря» говорит и ливийский опыт применения комплекса. В мае 2020 года издание Defense Express осветило успешную атаку Bayraktar TB2 по «Панцирям», применяемым в Ливии.

Экспортные «Панцири» снабжены только оптической системой управления, а стоящие на вооружении российской армии комплексы дополнены трехкоординатными станциями обнаружения целей.

Ахиллесовой пятой экспортного варианта стала «мертвая воронка». Оптическая станция кругового обзора не видит над собой дрон, летящий на большой высоте. «Байрактар ТБ2» в такой обстановке может спокойно прицелиться и нанести удар с расстояния 4 и более километров. С таким стечением обстоятельств «Панцирь С1» становится беззащитен. В результате, как пишет Defense Express, в Ливии случился «настоящий геноцид» ЗРПК.

Полная версия