Стихийное бедствие на юге США приковало к себе внимание российских СМИ и блогосферы.
Техас, где тысячи людей остались без света, воды и тепла, стал в разговорах о политике примером того, как и в США может быть не все в порядке.
Аналитик Андрей Нальгин объяснил внимание к Техасу в духе фразы «вы что, хотите, как в Техасе», менталитетом, когда «мало того, что своя свинья опоросилась, надо, чтобы ещё и у соседа корова сдохла».
Техас же реально столкнулся с погодной аномалией, которая в тех местах случается раз в 100 лет, а может и реже. На штат обрушились экстремально низкие температуры, а до этого несколько дней шел ледяной дождь. К такому там точно никто не мог приготовиться.
Для сравнения, в России, привычной к холодам и ледяным дождям, тоже такие явления вызывают большие проблемы. Например, в 2010 году, когда из-за разницы температур на высоте и у поверхности Земли на дорогах, проводах и прочих предметах образовался слой льда до 2 сантиметров толщиной. «В Подмосковье прошли аварийные каскадные отключения электроэнергии. Без электричества осталось более 100 тысяч человек», - напомнил Нальгин. Восстановительные работы тогда шли около недели. И это в регионе, инфраструктура которого рассчитана на сильные морозы и осадки.
В Техасе проблему усугубило увлечение властями зеленой энергетикой, тогда как финансирование нефтегазовой отрасли перешло на остаточный принцип. Когда ветряки остановились, солнечные панели занесло снегом, и установилась пасмурная погода, отказали еще и ТЭС. Дело в том, что в Техасе около 60% домохозяйств отапливаются электричеством, а стандарты при строительстве в принципе не предполагают экстремально низких температур на продолжительный период. В результате случилась перегрузка сети и коллапс.
Нефтегазовая инфраструктура тоже пострадала из-за низких температур. Газовые скважины при такой погоде могут обводняться, «а так как всё остальное питается от той же газовой генерации, то и приходится останавливать связанные процессы», пояснил Нальгин. Ситуация дошла до абсурда, когда газ стало невозможно поднять из скважины за отсутствием электричества, а электричества нет, потому что нет газа.
Штат таким образом столкнулся с каскадом проблем, которые вылились и на соседнюю Мексику, где тоже часть районов осталась без света, хотя там снег не шел. В северные районы Мексики около половины газа импортируется из пострадавших штатов Америки.
После случившейся катастрофы в США наверняка будет продолжительная дискуссия, что делать дальше, и как избежать повторения подобных ситуаций. Но вряд ли власти согласятся закладывать резерв прочности инфраструктуры на событие, которое случается раз в сотни лет. Никто, включая самих граждан, не захочет сотни лет оплачивать повышенные издержки.
Ровно такое же отношение к рискам везде, и в России – тоже. Буквально каждый год в нашей стране случаются пожары и наводнения, а потом выясняется, что потерявшие дома не удосужились застраховать свою недвижимость. С погодными аномалиями та же история. «Так может, хватит на соседа пенять, когда у самого рожа крива?», - задался вопросом Нальгин.