Разговоры кончились: между Западом и Россией осталось холодное непонимание
Выступление президента США на Мюнхенской конференции, недовольство Лаврова невменяемой политикой ЕС и подготовка Украины к войне в Донбассе стали свидетельством нарастающего кризиса, который может вылиться в полноценную войну.
Ситуация, как отмечают эксперты, крайне сложная, а вместо попыток ее разрешить или хотя бы о ней поговорить, лидеры стран и дипломаты лишь обмениваются претензиями.
О том, насколько накалилась обстановка, свидетельствуют слова министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. В интервью РБК Лавров сообщил, что в 2019 году Жозеп Боррель (сейчас верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности) произнес фразу «наш старый враг Россия». «Мы его тогда переспросили через протокол и нам сказали, что это фигура речи, его не так поняли. Но менталитет прорвался наружу, нас воспринимают как чужака», - рассказал глава МИД РФ. Лавров также пояснил, почему в интервью Владимиру Соловьеву сказал о готовности Москвы к разрыву отношений. Дело в том, что отношений уже по факту не осталось. «Отношения разорваны в клочья», - констатировал министр, вспомнив аналогичную фразу экс-президента США Барака Обамы.
В качестве иллюстрации того, насколько диалог России и Запада превратился в разговор слепого с глухим, Лавров пожаловался на министров, приезжающих в Россию с визитами. Как правило, они по бумажке зачитывают претензии по таким резонансным делам, как дело Навального, Скрипалей или ученого Дмитриева. «Они зачитали. Я привожу контрдоводы, объясняю, что мы видим в той или иной ситуации, и почему мы не можем получить доказательств по тому же Навальному, по тем же Скрипалям. В ответ они просто еще раз зачитывают ту же самую страницу», - рассказал Лавров.
США возвращается, чтобы взять Европу под крыло
Президент США Джо Байден в пятницу выступил на Мюнхенской конференции по безопасности и объявил о возвращении Америки на мировую арену. «Я говорю всем: Америка вернулась! Трансатлантический союз вернулся, и мы не будем оглядываться назад», — сказал он.
Байден заверил в приверженности США принципам обеспечения безопасности союзников по НАТО в случае нападения на одного из членов Альянса. По его словам, для Вашингтона сотрудничество с партнерами в ЕС является «краеугольным камнем».
Американский президент также обвинил Россию в попытках ослабить ЕС и НАТО, силой запугать отдельные страны, чтобы «подорвать трансатлантическое единство». Байден заявил, что Москва нападает на западную демократию методами коррупции, подрывая систему управления. «Российские руководители хотят доказать, что наша система более коррумпирована, чем их. Но все в мире знают, что это неправда!», - подчеркнул Байден.
Начинается большая игра
Журналист, обозреватель Сергей Мардан, комментируя выступление Байдена на фоне активизации Украины, которая может готовить атаку в Донбассе, указал на признаки управляемой хаотизации.
– Судя по всему решение разрешить России и Германии «Северный поток-2» принято. Байден выбрал атлантическую солидарность или просто пожертвовал в длинной стратегической партии пешкой. Решения Украины - это типичная истерика. Но истерика - опасная. Самое простое и проверенное решение – это повторить "казус Боинга". Атаковать Донецк и Луганск, втянуть в войну Россию и тем самым заставить "взрослых" играть по своим правилам, – описал свое видение ситуации Мардан.
Он спрогнозировал, что в скором времени Минские соглашения будут отменены, а Россия окажется под новыми санкциями. Это будет хаос, в котором каждый игрок будет преследовать свои цели.
Обозреватель, блогер Марат Баширов тоже увидел в пятничных заявлениях свидетельства будущих обострений. Он сравнил речь Байдена со знаменитой Мюнхенской речью Владимира Путина, после которой началась длительная конфронтация России и Запада.
Баширов отметил, что доктрина США на протяжении примерно 150 лет состоит в том, чтобы поддерживать слабых против сильных своих соперников, не давая образоваться евроазиатскому союзу от Западной Европы до Китая. «Трамп хотел эту доктрину усовершенствовать сделками с отдельными странами и вот теперь Байден возвращается к понятному старому формату внешней политики», - подытожил Баширов.