Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Без лицензии лучше молчать: что готовит России закон о просвещении

В Госдуме первое чтение прошел закон о лицензировании просветительской деятельности.

Большого внимания со стороны общественности документ не привлек, однако он может в корне изменить правила обращения с информацией как в Сети, так и в обыденной жизни.

Согласно пояснительной записке, цель законопроекта состоит в том, чтобы взять под контроль деятельность различных организаций, ориентированных на пропаганду деструктивных идей. С нововведением «просветители» будут обязаны походить проверку качества своих лекций, уроков, блогов, мастер-классов, и получать лицензию.

Законом впервые вводится понятие «просветительская деятельность», под которой понимается «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека».

Журналисты издания Накануне.RU пообщались со специалистами, кого затронет новый закон, и узнали их мнение о последствиях лицензирования просветительской деятельности.

Доктор физико-математических наук, популяризатор астрономии Сергей Попов выступает против законопроекта. Он создал на сайте Change.org петицию с требованием к законодателям учесть пожелания просветительского сообщества. Сейчас петицию подписали 150 тысяч человек. Попов напомнил, что в России уже есть закон об образовании, где четко прописано, что такое образование и соответствующие учреждения. Им приходится получать лицензии, чтобы начать преподавать.

Но нынешний закон сильно расширяет список лиц и организаций, подлежащих лицензированию. Определение просветительской деятельности настолько широко, что под него можно подвести любое распространение осмысленной информации. «С юридической точки зрения просто какая-то катастрофа», - посетовал ученый.

В педагогическом сообществе тоже не в восторге от будущего закона. Например, есть опасения, что понадобиться лицензировать внеклассную деятельность, что добавит массу проблем учителям. Они и без того завалены бумажной работой, а с новым законом добавится еще и получение лицензий.

Кандидат исторических наук Марина Романова уверена, что Госдума продвигает новый вид тотальной цензуры. В своем Youtube-канале она указала, что преподаватели часто ведут индивидуальные онлайн-уроки школьникам и студентам. На Youtube есть просветительские каналы, авторы который начали переживать, смогут ли они получить лицензию от властей.

Поводом для отказа в лицензировании формально может быть что угодно. Так, оскорблением чувств верующих при желании можно считать рассказы о средневековых нравах, или разговоры о радиоизотопном анализе применительно к Туринской плащанице.

Всё это может быть поводом для невыдачи лицензии. «Кому будут отдаваться лекции и просветительские проекты на проверку? Сколько это будет занимать времени? Будет ли квалификация у специалистов, которым нужно будет решить, давать лицензию автору или не давать?», - задалась вопросами Романова. Она выразила обеспокоенность тем, что ограничения информации окончательно заставят молодежь убежать в TikTok и абсолютно забыв о существоании наук. С другой стороны, запретный плод может оказаться заманчивым.

Доцент кафедры Отечественной и всеобщей истории ДВГГУ Станислав Сливко, комментируя законопроект, заметил, что государство получает целый арсенал инструментов закрыть любой неугодный просветительский проект. Судьба исторической науки вызывает особую тревогу. Ведь нынешний идеологический тренд имеет свойство романтизировать деятелей белого движения или коллаборационистов. Для полного сходства с Украиной не хватает только института национальной памяти. Есть Ельцин-центр. «Чем не структура для создания "эталонной" версии новейшей истории России?», - отметил Сливко. Он предположил, что заинтересованные силы постараются использовать закон о лицензировании в качестве средства продвижения нужных власти идей.

Доцент УрГПУ Андрей Коряковцев увидел в законопроекте позитивные моменты. Он посетовал, что ранее образование превратили в услугу передачи информации без воспитательной, просветительской функции. И система стала функционировать по принципу какой-нибудь пивной лавки.

Если на уровне закона обратили внимание на просветительскую деятельность, это шаг вперед. Коряковцев указал, что в интернете помимо полезных образовательных ресурсов есть масса каналов о плоскоземельщиках, антимасочниках и так далее. Такое мракобесие нужно прикрывать. Однако делать это нужно аккуратно, без перегибов. Поэтому перед государством в свете нового законопроекта стоит задача пройти между Сциллой и Харибдой.

Полная версия