Москва
1 ноября ‘24
Пятница

«Шпионаж» как прикрытие мошенничества: что не так с делом Цуркан

Мосгорсуд приговорил экс-члена правления «Интер РАО» Карину Цуркан к 15 годам колонии по обвинению в шпионаже.

У Цуркан изъяли в пользу государства 656 млн рублей. Ее адвокат Иван Павлов после оглашения приговора объявил, что сторона защиты не согласна с решением и будет его обжаловать в апелляционной или кассационной инстанции. В беседе с Интерфаксом Павлов посетовал, что ставшая анекдотом практика давать невиновным людям условный срок «канула в Лету», и теперь их приговаривают к реальному заключению.

Издание «Открытые медиа» напоминает, что Цуркан находится под стражей с июля 2018 года. В 2020 году ее во время следствия ненадолго освободили из-под ареста, но потом вернули под стражу.

Цуркан вменяют статью 276 УК (шпионаж). По версии следствия, она передавала информацию, являющуюся гостайной, спецслужбам Молдавии и Румынии. В ФСБ полагают, что Цуркан с 2004 года была агентом молдавской разведки. Ранее источники РБК уточняли, что женщина якобы передавала сведения о поставках электроэнергии в Донбасс и Крым. Сама Цуркан обвинения отрицает и уверена, что доказательства против нее были сфальсифицированы.

Новые подробности

29 декабря газета «МК» опубликовала материал, в котором представлены показания человека, работавшего на «Интер РАО», и собиравшего информацию о контактах и сомнительной активности менеджеров холдинга. Издание не раскрывает имя мужчины, но заверяет, что он предоставил документы, свидетельствующие о возможной мошеннической схеме, в результате которой Россия могла бы остаться без электростанции, а контроль над ней перешел бы к Румынии.

Речь идет о Молдавской государственной районной электростанции, принадлежащей «Интер РАО». Станция находится в Приднестровье. В рамках расследования дела Цуркан был допрошен глава правления «Интер РАО» Борис Ковальчук. Он рассказал, что у Цуркан случился конфликт с президентом ПМР Евгением Шевчуком из-за работы электростанции. Шевчук, со слов Ковальчука, сначала пытался повысить цену на поставляемый из ПМР на станцию газ, а когда Цуркан перевела ТЭС на уголь, открыто приказал перекрыть поставки угля. Такие показания позволили предположить, что работу станции пытались намеренно остановить или же заработать на ней больше денег. В пользу этой версии свидетельствует рассказ источника «МК».

Масштабная афера или шпионаж?

Мужчина рассказал, что имеет образование по специальности «радиоразведка-радиоперехват». Работая на спецслужбы РФ он занимался информационным контролем топ-менеджеров «Интер РАО». Было много поездок на объекты холдинга, в том числе на станцию в ПМР. В «отделе» контроля работало около 15 человек. Они занимались проверкой договоров, нанимаемых сотрудников и так далее.

Внимание отдела к станции в ПМР привлекла информация о частых телефонных контактах Цуркан с неизвестным мужчиной, а также необъяснимые выходы из строя турбин, частые капремонты и ТО, становившиеся поводом для остановки работы.

Собеседник «МК» рассказал, что приехал на станцию в ПМР в 2008 году под видом IT-специалиста и собрал достаточно информации для того, чтобы с высокой долей вероятности предположить, что объект «Интер РАО» намеренно вели к продаже Румынии за бесценок. В Россию шли сигналы о нерентабельности станции, а на самой станции велись работы по наращиванию мощностей для подачи энергии в Молдавию.

«Молдавская станция — это стратегически важный актив, ворота для энергии в Европу. Она единственная в своем роде: может работать на разных видах топлива», — пояснил источник. Он добавил, что в одиночку Цуркан никогда бы не осуществила операцию по «отжиму» электростанции у «Интер РАО», а фактически — у России. В подкрепление этого тезиса мужчина представил выдержки из нескольких переговоров Цуркан. «Во всех махинациях замешано много других людей на самых разных позициях», - сказал он.

В заключение мужчина заявил, что готов представить собранную информацию в суде, и объяснил, почему эти сведения прошли мимо следствия. Он выразил уверенность, что подсудимая «создала коррумпированные ячейки в правящих правительственных кругах», нанеся большой урон экономике РФ, что является уже не просто коррупцией.

«Благородная» статья за коррупцию?

Telegram-канал «Методичка» тоже обращает внимание на странности шпионской истории.

– Похоже, что элиты нашли свой аналог «народной» статье 228, и «бизнесовой» 159-й. Действительно, как-то не по чину судить людей своего круга за какое-то пошлое «мошенничество» или наркоту, так что теперь в ходу «шпионаж», – пишет «Методичка».

Авторы канала указывают на трансформацию уголовных преследований в сторону «затуманивания».

– Если в 1999 году все понимали, что Игоря Сутягина судят «за подлодки», то на исходе первого года эры Кови-До секретные службы и президент даже со второго раза не могут определиться, за что сидит Иван Сафронов – за космос, за Коммерс, за то, что интересуется обстоятельствами гибели отца. Или за то, что просто бесит, – резюмирует «Методичка».

Полная версия