Департамент исследований и прогнозирования Банка России опубликовал аналитическую записку, в которой говорится о последствиях экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
Эксперты обратили внимание на возросшее количество закрывающихся предприятий. Причем эта тенденция сдерживается мораторием на банкротство, обусловившим добровольные выходы с рынка в нынешнем году. В 2021 году со снятием моратория негативная динамика может усугубиться, и начнутся отложенные ликвидации по инициативе контрагентов.
Впрочем, аналитики ЦБ видят в сложившейся ситуации и положительные моменты. Например, во время первой волны коронавируса с рынка стали уходить наименее производительные предприятия. Дифференциация производительности осуществляется на основании соотношения выручки к числу сотрудников. Аналитики поделили российский бизнес на три группы: лидеры производительности (20% самых эффективных предприятий), догоняющие (соотношение выше медианы), отстающие (производительность ниже медианы).
В зачистке слабых МСП Центробанк усмотрел не только риски дальнейшего замедления экономики. В средне- и долгосрочной перспективе «очистка» экономики может обернуться качественно новым ее развитием. Аналитики назвали это термином «cleansing effect», то есть, «очищающий эффект». Благодаря ему в России снизилось количество проблемных организаций. Как следствие, высвобождается дополнительная рабочая сила, которая позже может быть задействована на более производительных предприятиях.
С другой стороны, потерявшие работу граждане могут от безысходности начать устраиваться на менее доходные места, не требующие высокой квалификации. Данное обстоятельство частично нивелирует положительный эффект очищения.
На руинах пока ничего не растет
Руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников в интервью РБК согласился с тезисом о гибели в первую очередь самых слабых компаний. Однако проблема в том, что пока на их месте качественно новых, высокодоходных рабочих мест не возникает. Поэтому в данный момент говорить об «очищающем эффекте» или концепции созидательного разрушения не приходится.
Особые условия в России
Концепция «созидательного разрушения» Йозефа Шумпетера получила распространение в 1940-х годах. Ее ключевой идеей является форсированный естественный отбор бизнеса, в результате которого на рынке появляются перспективные, более технологичные игроки.
В российских реалиях концепция может и не сработать. Экономическая активность в стране распределена неравномерно: есть мегаполисы и моногорода, а есть и удаленные поселения, где бизнес развивается с огромным отставанием от современных трендов.
В условиях высокой экономической плотности зарождение нового бизнеса происходит быстро, но в России ситуация противоположная. Для выхода из кризиса после «очищения» необходимо стимулировать появление новых предприятий, поддерживать молодые компании льготами и дешевыми кредитами, отметил Сальников.
Замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов тоже усомнился в оправданности оптимизма ЦБ. Он указал, что, находясь «внутри» кризиса, очень сложно оценить, кто именно уходит с рынка, и кто придет на замену. «Созидательное разрушение» на нынешнем этапе кризиса скорее возможно внутри компаний, оптимизирующих штат, отказывающихся от неэффективных алгоритмов работы и практик.
Скептически к упомянутой Центробанком «удобной» концепции о саморегуляции и самовосстановлении рынка отнесся обозреватель «Царьграда» Юрий Пронько. «Созидательное разрушение? Сильно сомневаюсь», - написал Пронько в Facebook.