Москва
3 января ‘25
Пятница

Нашли клад, но выкопать нечем: эксперт о месторождениях газа в Карском море

Открытые «Роснефтью» газовое и газоконденсатное месторождения в Карском море повышают энергетическую обеспеченность России, но их разработка – вопрос отдаленной перспективы.

Таким мнением с ФБА «Экономика сегодня» поделился руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Об открытии месторождений «Роснефть» отчиталась 3 декабря. В этом году компания провела бурение на двух участках шельфа: «Восточно-Приновоземельский – 1» и «Восточно-Приновоземельский – 2». По предварительным оценкам, запасы нефти там достигают 2 млрд тонн, плюс около 3,7 трлн кубометров газа.

Перов напомнил, что ранее в компании «Лукойл» пожаловались на монополизацию доступа к шельфу двумя крупнейшими игроками - «Газпромом» и «Роснефтью». Тогда в отрасли началась дискуссия о возможности допустить на шельф новых независимые компании. В 2019 году государство указало на неудовлетворительные темпы освоения шельфа, а в августе 2020 года глава «Роснефти» Игорь Сечин известил президента Владимира Путина о начале бурений в Карском море.

Теперь же компания заявляет о крупном успехе. Александр Перов предположил, что расторопность «Роснефти» может быть связана с «импульсом сверху» и установкой сроков на исполнение обязательств по разведке месторождений на шельфе.

Сейчас предстоит дать более точную оценку объемов залегающих ресурсов, после чего начнется подготовка к добыче. Но здесь «Роснефть» ждут трудности, связанные с американскими санкциями.

Несколько лет назад «Роснефть» активно сотрудничала с компанией Exxon. В частности, бурились поисковые скважины в Карском море. С введением санкций ExxonMobil свернула деятельность в России, оставив за собой участие только в проекте «Сахалин-1». Это случилось в 2014 году. «Роснефть» тогда заявила, что будет развивать проект в Карском море самостоятельно.

После нахождения крупных месторождений возникает вопрос, сможет ли компания самостоятельно с ними справиться. Дело в том, что санкции предусматривают запрет на поставку в Россию технологий и оборудования для работ на шельфах.

«Это дорого, для этого нужны технологии, которых в России сейчас нет. Поэтому будущее клада остается под большим вопросом», - заявил Александр Перов.

Даже если получится оперативно начать добычу, реализовать газ на внешних рынках у «Роснефти» не выйдет, так как экспортом занимается только «Газпром». Компаниям придется договариваться о доступе к трубе.

В любом случае вопрос освоения шельфа и реализации его нефтегазовых залежей будет решаться в долгосрочной перспективе, заключил эксперт.

Полная версия