Москва
5 января ‘25
Воскресенье

На пороге банковского кризиса: сектор ждет декабрьская встряска

Российские банки в скором времени могут столкнуться с кризисом ликвидности.

Этот кризис готовят как объективные обстоятельства, так и действия финблока, которому срочно понадобилось забрать из банковского сектора более 2 трлн рублей.

Помимо соответствующих планов Минфина, большие проблемы кредитным организациям доставляет бегство вкладчиков. В основном речь идет о крупных частных вкладчиках, которые стали активнее выводить деньги с депозитов под влиянием сокращающихся процентных ставок.

Обозреватель Андрей Нальгин обратил внимание на то, что в сравнении с октябрем 2019 года сокращение рублевых депозитов составило 1,2 трлн рублей (-6,7%).

По депозитам за год было начислено около 1 трлн рублей. Получается, что если бы граждане не принесли в банки ни рубля, объем депозитов вырос бы как минимум на 1 трлн, а он не только не вырос, но сократился на 1,2 трлн.

По подсчетам ЦБ, средства физлиц в банках сократились на 111 млрд рублей. Сокращение срочных депозитов в банках упало на 2,1% за последний месяц. В денежном выражении это около 469 млрд рублей. «С учётом переоценки валютных вкладов, чистое сокращение рублёвых депозитов могло составить около 350 млрд рублей за месяц», - отметил Нальгин.

Негативная обстановка на рынке частных вкладов сформировалась не сегодня, однако в октябре 2020 года, как указывает аналитик из Газпромбанка Егор Сусин, ликвидация рублевых депозитов заметно ускорилась. Деньги побежали в кэш, недвижимость и финансовый рынок.

Тем временем, в декабре должен наступить срок погашения обязательств по операциям Казначейства с банками на сумму 2 трлн рублей. Портал Finanz.ru поясняет, что речь идет о «временно свободных» остатках бюджета, которые Минфин размещает в банках под процент. По состоянию на 23 ноября размер правительственной заначки составил 2,893 трлн рублей. Из них 2,04 трлн размещены на срочных депозитах, а остатки – по операциям РЕПО.

По мнению экономиста Никиты Кричевского, изъятие из банковской системы 2 трлн рублей станет серьезным испытанием для банков, причем в первую очередь, негосударственных.

«Судя по всему, в октябре при проведении РЕПО банки (негосударственные, конечно) попались в ловушку: они брали бюджетные деньги на депозиты, а потом конвертировали их в валюту, рассчитывая за пару месяцев нехило навариться. Фокус не удался, и теперь банкам, чтоб рассчитаться с Казначейством, придётся продать куда больше», - объяснил Кричевский. Других вариантов выкрутиться из ситуации у банков нет.

Следствием всего этого может стать ослабление курса рубля, которое придется на вторую половину декабря или январь 2021 года.

Андрей Нальгин назвал наметившиеся «клещи» для банковского сектора, против которого по воле случая объединились вкладчики и финансовые власти, «идеальным штормом».

Тут главным вопросом является, будет ли регулятор помогать банкам, или оставит им справляться с трудностями самостоятельно. «ВТБ Капитал» предупреждает, что возврат банками Казначейству довольно крупной суммы несет в себе риск «повышения ставок денежного рынка» и возникновения дефицита рублевой ликвидности.

Теоретически, для предупреждения этих рисков ЦБ следовало бы напечатать лишние триллионы и влить их в банковскую систему. Но в виду инфляционных рисков ЦБ так поступать наверняка не станет.

«Разумеется, «кризис ликвидности» не означает полного краха российской банковской системы. Но нервотрёпка может быть», - резюмировал Нальгин.

Полная версия