Кагарлицкий: власть играет с народом в «рыбку Дори»
Эффективные российские госуправленцы не несут ровным счетом никакой ответственности за свои провалы, а государство о неудобных фактах попросту предпочитает не говорить.
Когда правительство приняло решение об упразднении ряда институтов развития, было бы правильно публично подвести некоторые итоги их работы, соотнеся это с тем, что говорилось при учреждении ИР, и тем, какие цели тогда ставились.
Однако ничего подобного не происходит, посетовал политолог Борис Кагарлицкий. В своем Telegram он напомнил, как торжественно открывали «Сколково», и какие надежды возлагались на данный проект.
– И сколько денег туда влили? Сейчас этот проект, так же, как и «Роснано» и кучу других «институтов развития», тихо сливают. Причем никто так и не отчитался, ни за потраченные средства, ни за отсутствующие результаты работы, ни за лживые обещания. Это совершенно типично для нынешней власти. Она придумывает проекты, тратит на них деньги и никогда не отчитывается, – отметил Кагарлицкий.
Он поделился впечатлением, будто чиновники исходят из гипотезы, что у народа абсолютно нет памяти. То есть, пропаганда в лучших традициях Оруэлла почти полностью игнорирует прошлое, порой сочиняя его заново.
Справедливости ради, стоит сказать, что подход может быть эффективным, несмотря на известный принцип: интернет всё помнит. Но люди склонным помнить только то, что хотят помнить. И когда они настроены тешить себя иллюзиями, забывая о неудачах, тактика действительно работает.
Проблема в том, что массовая психология может меняться, на чем часто и горит негибкая пропаганда.
– Сейчас одни говорят про победу холодильника над телевизором, другие о неконтролируемой информации, распространяемой Интернетом. И правящие круги пытаются прикрыть Твиттер или остановить YouTube, – обратил внимание Кагарлицкий.
Здесь нужно помнить, что в СССР не было ни мессенджеров, ни Интернета, а западные СМИ, включая радио, можно было заглушить. Это не помогло, и тут даже нельзя сказать, что пустой холодильник победил телевизор, так как в реальности холодильники было чем заполнить.
– Просто пропаганда, отставшая от изменившегося массового сознания, начала сама работать против себя и против системы, – пояснил Кагарлицкий.
По его словам, аналогичная ситуация наблюдается в настоящее время.
Чем больше раскручивается прогосударственная пропагандистская машина, чем больше запретов, тем сильнее всё работает против Кремля. Впрочем, разочаровывающееся общество пока еще очень пассивно. Поэтому дестабилизирующий удар по системе могут нанести отнюдь не массы, а олигархические кланы, которые вступят в конфликт вокруг транзита власти.
– Другое дело, что озлобившееся общество не упустит этого момента, чтобы включиться в драку, – подытожил эксперт.