В ротационном процессе в правительстве одни эксперты видят чрезвычайно увлекательную политическую борьбу, а другие – лишь очередное свидетельство непотопляемости больших чиновников.
В понедельник стало известно об отставках сразу нескольких министров и полпреда президента в УФО. Немногим позже премьер Михаил Мишустин представил в Госдуму новые кандидатуры. Так, министром транспорта предлагается назначить гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева. Минприроды может возглавить Александр Козлов (руководитель министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики), главой Минстроя может стать первый замминистра Ирек Файзуллин, министром Дальнего Востока и Арктики - глава Фонда Дальнего Востока Алексей Чекунков. Минэнерго Мишустин предложил возглавить гендиректору «РусГидро» Николаю Шульгинову, сообщают «Открытые медиа».
Бывший министр энергетики Александр Новак станет десятым вице-премьером. Указ об увеличении численности вице-премьеров Путин подписал сегодня же.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в беседе с журналистами объяснил, что кадровые решения не связаны с неисполнением поручений главы государства. Это обычный «ротационный процесс», сказал Песков, напомнив, что никаких сроков пребывания в должности министра не существует.
Депутат Госдумы Геннадий Скляр увидел в назначении экс-министра энергетики Александра Новака вице-премьером рост значимости энергетической отрасли и всего ТЭК в экономике России на фоне выхода из «коронакризиса». По его словам, эта перестановка очень важна, пишет ФАН.
Укрепили Мишустина
Журналист, обозреватель Марат Баширов, комментируя смену министров, выразил уверенность, что новая «перетасовка колоды правительства будет иметь множество последствий». Самым очевидным из которых станет укрепление фигуры Мишустина.
«Устранение министров-тяжеловесов, унаследованных от Медведева, на местах, несомненно, даст эффект встряски при реализации крупных программ, например, нацпроекта «Экология», где большие деньги сочетаются с большими конфликтами», - продолжил рассуждения Баширов.
Кроме того, перетряска правительства является своего рода сменой правил игры, что в целом повышает управляемость всей системы со стороны президента.
«Велик соблазн рассматривать перестановки как наделение премьера полномочиями для форсирования исполнения нацпроектов. Решения ближайших дней покажут, так ли это», - подытожил Баширов.
Шило – на мыло как признак безответственности
Более резкую оценку происходящему дала журналистка, экс-советник спикера Госдумы Анастасия Кашеварова. В Telegram она предположила, что простой гражданин воспримет перестановки как смену костюмов в креслах.
«Не так давно была замена Скворцовой на Мурашко. Она была министром здравоохранения, а он руководитель Федерального медико-биологического агентства. Теперь наоборот. Кто знает в чем сакральный смысл, но это не работает. Сейчас ряд министров меняются, новым министром транспорта станет глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. Экс-министр транспорта Дитрих на «Аэрофлот» или послом в Тунис?», - пояснила Кашеварова.
Она посетовала, что в перестановках раздражает то обстоятельство, что крупные чиновники фактически не несут ответственности за провалы в своей работе. Их карьера на кону не стоит. Если человек развалил порученное ему направление, ему всегда подберут другую работу, придумают должность и назначат неплохой оклад.
Есть целые организации по обеспечению чиновников синекурой, если их больше не хотят видеть в обойме. Это порождает наплевательское отношение к работе, поскольку, ситуация, когда человек потерял работу и не может никуда устроиться, крупным чиновникам в принципе неведома.
«Соответственно, главы департаментов и их замы в большинстве случаев намного больше смыслят в курируемой теме, чем министры. Так как эти люди, если потеряют работу - никуда устроятся. А бывшему министру подберут тёплое местечко», - пишет Кашеварова.
Она вспомнила, как один высокопоставленный чиновник в АП говорил, что госслужащие на высоком уровне будут работать только в том случае, если будут уверены, что система их не бросит.
Однако, если смотреть на малый и средний бизнес в России, а также всех простых рабочих – данное правило тут не действует. Поэтому предприниматели, врачи, учителя, работники предприятий всю жизнь работают в поте лица. «Система не бросает только тех, кто пойдёт после коррупционного скандала, после того, как развалил вверенное ему, на повышение или статусное понижение, но с большой зарплаткой и спокойствием. Когда система изменится и откажется от поддержки пожизненной тех, кто не работает и вредит», - подытожила Кашеварова.