Москва
3 января ‘25
Пятница

Ошибки с маркировкой лекарств «будем измерять, жизнями, здоровьем»: фармацевты бьют тревогу

Российское здравоохранение оказалось под угрозой возникновения искусственного дефицита лекарств.

На днях венгерская фармацевтическая компания Gedeon Richter прекратила поставки в нашу страну медикаментов, после того как несколько грузовых машин пришлось развернуть на границе с Россией из-за невозможности растаможить груз вследствие технических неполадок.

Руководитель ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев в интервью радиостанции «Говорит Москва» объяснил, что сложная ситуация связана с неудовлетворительной работой системы нанесения штрих-кодов на продукцию. Все продаваемые в России лекарства должны маркироваться, но этот эксперимент пошел со сбоями, и сейчас дистрибьюторы не могут реализовать продукцию со складов.

Например, у одного из дистрибьюторов на складах находится примерно 200 млн упаковок различных препаратов на общую сумму в 25 млрд рублей. Но отправить в аптеки товар не получается.

«Мы все несём убытки, при этом оператор не несёт никакой ответственности за то, что происходит», - посетовал Дмитриев. Он сообщил, что оптовыми закупками лекарств в РФ занимается 5-6 федеральных дистрибьюторов, и у всех возникли проблемы, аналогичные приведенному выше примеру. Масштабы бедствия колоссальные. В деньгах это сотни миллиардов рублей. Но еще страшнее – что будет с простыми гражданами. «Сколько людей не получили упаковки — я не знаю, чем мы будем измерять, жизнями, здоровьем или чем», - отметил Виктор Дмитриев.

По его словам, возникшая проблема носит чисто технический характер. Из-за нее фактически остановилось движение продукции «по всей товаропроводящей цепочке».

«Дефицит, который есть — он рукотворный», - пояснил собеседник радиостанции.

Дмитриев добавил, что из-за нанесения штрих-кодов «снизилась производительность линий», а доля брака увеличилась. В результате, себестоимость продукции стала расти.

Нужна отсрочка с маркировкой

Система маркировки лекарств в России начала действовать с 1 июля в соответствии с распоряжением от 2018 года. На каждую упаковку наносится уникальный 14-значный код, без которого лекарство не пробивается в аптеках. Отмечается, что сбой мог возникнуть из-за повышения нагрузки на мощности оператора, ответственного за маркировку.

Как сообщает портал «Открытые медиа», партия «Справедливая Россия» предлагает оперативно ввести отсрочку нормы о маркировке как минимум до начала 2021 года.

За это время можно отладить систему, и начать работать по новым правилам уже без риска возникновения коллапса. «Уже сейчас ясно, что система требует дополнительного тестирования», - заявил лидер справороссов Сергей Миронов.

Он посетовал, что министерства, выступающие за внедрение новых технологий, допустили ситуацию, когда аптеки попросту не могут отпускать продукцию без QR-кодов на вторичной упаковке. «Что сформировало дефицит лекарств, в том числе жизненно важных, и спровоцировало резкий рост цен на них», - констатировал Миронов.

Первый замруководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Михаил Емельянов сообщил, что эксперты партии изучили проблему и пришли к выводу, что сервис маркировки работает с постоянными ошибками, и теперь россияне могут столкнуться с невозможностью купить многие лекарства. Емельянов подчеркнул, что фракция будет настаивать на скорейшей отсрочке введения маркировки.

В партии также посчитали насколько подорожали некоторые препараты в связи маркировкой. Так, валидол вырос в цене с 5 до 30 рублей за 10 таблеток. Цитрамон – с 6 до 40 рублей, Анальгин – с 10 до 30-40 рублей за десять таблеток.

Управляющий аптекой «Симплекс» Александр Вандышев в беседе с «Открытыми медиа» подтвердил подорожание препаратов, указав, что в основном оно коснулось отечественной продукции недорогого сегмента.

Вандышев добавил, что некоторые иностранные препараты вовсе исчезли с аптечных полок.

Оператор ЦРПТ информацию о подорожании отрицает и уверяет, что маркировка не повлияла на цены. «Это же подтверждают сами производители», - сообщил представитель оператора.

Полная версия