Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Стабильность, вколоченная дубинками, больше не работает – обозреватель

Старая модель российской экономики, основанная на общественном договоре, когда государство, как «бизнесмен», живет на сырьевых доходах и не трогает народ, больше не работает.

Кризис, вызванный коронавирусом, обозначил переход мира к качественно новой экономической формации, где углеводороды больше не будут играть главенствующую роль. Многие передовые страны уже осознали новую реальность и в спешном порядке под нее подстраиваются. В России же ключевой идеей, по крайней мере, на уровне действий власти, остается стремление перетерпеть кризис и дождаться, когда все снова станет, как раньше. А пока этого не случилось, правительство всеми силами пытается изыскать деньги для латания бюджета.

Поскольку никаких идей, кроме как собрать средства с граждан, нет, объявлено о довольно масштабном повышении налогов. Второй инструмент – экономия. Поэтому бюджет ждет секвестр примерно на 10%.

Об этом в своем блоге написал обозреватель Анатолий Несмиян. Он констатировал, что повышение налогов во время кризиса только усугубляет его последствия.

– Высокие налоги сожмут спрос, урежут инвестиции, сократят налогооблагаемую базу, – пояснил эксперт и предупредил, что в дальнейшем это обернется лишь дополнительными трудностями, хотя в перспективу «давно никто не смотрит, и все задачи имеют статус текущих».

Несмиян отметил, что деятельность правительства напоминает дешевый сериал, в котором режиссеры очень любят сцену с дефибриллятором, командами: «Разряд!», «Еще разряд!». С подобными заклинаниями руководители страны бегают вокруг умирающей экономики.

Между тем, нужна принципиально новая, модель, в которой сырьевые доходы, зависящие от внешней конъюнктур, перестают играть определяющую роль в наполнении бюджета. Проблема в том, что нынешняя элита настроена именно на сырьевую модель и в принципе не способна предложить нечто новое, что априори оставит ее же за бортом.

Как следствие, в основу всего становится идея стабильности как «категорический отказ от любых изменений, даже жизненно необходимых». Та же ситуация, кстати, наблюдается в Белоруссии, где «стабильность» буквально «приходится вколачивать дубинками».

Для сравнения, Катар, понимая, что газовая эра не вечна, вкладывает деньги по всему миру - но в основном в развитые экономики, покупая доли в перспективных и продавая доли в не очень перспективных компаниях, секторах и отраслях. То есть, страна собирается получать доходы, управляя инвестициями и вложенными миллиардами.

Китай сделал ставку на новые технологии, распространяя высокотехнологичную продукцию по всему миру.

Первый вариант для России упущен, поскольку триллионы долларов, полученные за годы сверхприбылей от продажи нефти, разворованы и выведены в офшоры. Второй тоже недостижим. «Чтобы внедрять свои стандарты и продавать свои высокие технологии, их нужно для начала создавать, развивать и жестко отстаивать - как Китай дерется за "Хуавэй" с Америкой», - пояснил Несмиян.

В заключение он спрогнозировал, что чем дольше закрывать глаза на ветер перемен, тем труднее потом будет переходить на новую модель. Ее придется строить даже не с нуля, а с отрицательных величин.

Тем временем, «правительство мытарей и бухгалтеров» выбирает самый простой путь – найти деньги и отнять, а реальное решение проблем оставляет на потом.

Полная версия