«Что за дрянь происходит в российской культуре?»: Михалкова просят объяснить скандал в Третьяковке
Культурные события последних дней вызвали бурную дискуссию на тему, каких чудовищ породил период, когда Россия несколько десятилетий развивалась в официальном отказе от какой бы то ни было идеологии.
Речь идет о ставшей скандальной вставке «Поколение XXI» в Третьяковской галерее, а также о решении вручить правительственную награду в области культуры автору произведения «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной. В обоих случаях к государству возникли вопросы, на что идут деньги налогоплательщиков, какие идеи за средства граждан им же пытаются внушить.
На выставке в Новой Третьяковке оказались картины Алексея Каллимы, который в интервью прошлых лет прямо признавался в симпатиях к чеченским боевикам. Одной из самых знаменитых работ Каллимы является картина «Боевики на отдыхе».
Больше всего общественность возмутило пояснение Третьяковки к циклу произведений Каллимы: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере».
В числе первых, кто обратил внимание на сомнительный характер выставки, был правозащитный центр «Двуглавый орёл» Константина Малофеева. Как сообщает «КП», Малофеев на своей странице в соцсети назвал происходящее попыткой героизации терроризма, посетовав, что полотно выставила «государственная Третьяковская галерея». Он сообщил, что «Двуглавый орёл» намерен обратиться в прокуратуру и другие органы, занимающиеся антитеррористической деятельностью, чтобы те дали выставке правовую оценку.
Политконсультант, востоковед Игорь Димитриев в Telegram опубликовал большой текст с анализом ситуации, обратившись за разъяснением по вопросу «Что это за дрянь происходит в российской культуре?» к главе Российского фонда культуры Никите Михалкову.
– Оказалось, что эти выставки проходят не первый раз, что Третьяковка сейчас - это гнездо русофобии и протестного акционизма, – заметил Димитриев, напомнив, что совсем недавно в Третьяковской галерее выставлялись работы Александра Ройтбурда «праздновавшего сожжение одесситов 2 мая». Картины Ройтбурда были представлены на выставке «Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана» с 15 февраля по 22 марта 2020 года.
– Долгие годы эти персонажи получают средства на свою деятельность из российского бюджета. Не из западных грантов и соросовских фондов <…> Я помню, что то же самое происходило на Украине и видел, чем это закончилось. Все мы знаем, что происходит в других странах ближнего зарубежья, как неуважение к самим себе, к своей культуре заканчивается унижениями и смертями абсолютно реальных людей, – продолжил Димитриев.
Он подчеркнул, что решил обратиться за разъяснениями к Михалкову, потому как не сомневается в искренней патриотичности известного режиссера, которого можно считать «нашим» (народным) среди творческой элиты.
Димитриев поинтересовался, почему «бюджет уходит русофобской сволочи». «Почему так происходит? Ответьте мне, пожалуйста», - заключил он.
Россия идет путем украинизации
Депутат Мосгордумы, журналист Андрей Медведев поддержал Димитриева в вопросах к культурной политике государства. В Telegram он вспомнил, как в 2005 году в России было совершено более 250 терактов, как боевики напали на Нальчик, и как в том же году «сытая столичная культурная тусовка присуждала премию за госсчет за картину, где боевик режет федерала». Картину того самого Каллимы. Это произведение стало одним из хитов 1-й Московской биеннале. Но самое интересное, что организаторами мероприятия были Минкульт, ФАКК и РОСИЗО. Председателем Оргкомитета – Михаил Швыдкой.
«Может хватит романтизировать убийц и террористов за государственные деньги?»,- поинтересовался Медведев, предупредив, что в противном случае Россию ждет судьба Украины «и даже хуже».
Похожую оценку ситуации дал политтехнелог Константин Долгов. В своем блоге он выразил недоумение, почему на федеральных каналах седьмой год рассказывают «об ужасной киевской хунте», тогда как художники со специфическими взглядами без проблем выставляются в Москве.
«Вы определитесь. То ли СК дело возбуждал по 2 мая, то ли мы с Украиной в дёсна и картины выставляем. А то народ волнуется, глядя на ваши люфты туда-сюда», - написал Долгов.
Он также прокомментировал вручение премий правительства РФ в области культуры, где отметили заслуги Гузель Яхиной, как событие, иллюстрирующее все ту же тенденцию.
«Нечего на "Оскар" пенять, когда у нас (премьер-министр Михаил) Мишустин раздаёт правительственные премии всякому антисоветскому и русофобскому г-ну. Ну, вот чтоб не было ни у кого вопросов, кто это заказывает и финансирует», - отметил Долгов.
Как события одного порядка награждение Яхиной и выставку в Третьяковской галерее расценил также политолог Сергей Марков. Он констатировал, что власть, или, по крайней мере, ее часть, готова платить тем, кто ее же и критикует.
Вслед за наградами и грантами этим критикам дают государственные и общественные посты, «которые они потом будут использовать для организации Майдана в России».
«Одновременно патриотическая часть общества возмущена показом на выставке в Третьяковской галерее картины, позитивно показывающей боевиков исламистов», - заметил Марков, пояснив, что это те самые ошибки, которые «привели к Майдану на Украине и в Белоруссии».