Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Кризис поделит всех россиян на должников и кредиторов – мнение

Экономический кризис, начавшийся на фоне пандемии коронавируса, грозит России волной массовых банкротств частного бизнеса.

Пока наблюдается эффект отложенного спроса, создается иллюзия некоего восстановления, оживления экономической активности. Однако доходы граждан упали, цены выросли, в том числе из-за «американских горок» с рублем, а бизнес тонет в долгах.

Государство же пребывает в уверенности, что как раз сейчас происходит прорывной рост экономики, который вскоре нивелирует негативные последствия кризиса. Банки стали отменять заявки на кредитные каникулы. На днях газета «Ведомости» писала, что соответствующих решений в последнее время принято около 15 тысяч.

– Всего было подано около 370 000 таких заявок, в «зоне риска» – примерно 40% из них. Также помним, что с 1 сентября была введена упрощённая внесудебная процедура банкротства граждан. Ждем волну банкротств. И очень скоро, – спрогнозировал инвестбанкир, аналитик Евгений Коган.

Он констатировал, что бизнесу, как и многим гражданам, нечем расплачиваться по кредитам, а банки вовсе не настроены прощать должников, проникаясь чужими проблемами с финансами.

Государство, с одной стороны, в период карантина выплатило единоразовые пособия на детей, декларировало нерабочие дни с сохранением зарплат (за счет работодателя), снизило налоговую нагрузку на пострадавшие предприятия.

Впрочем, благодаря ОКВЭДам (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), многие бизнесмены оказались вне привилегированных отраслей, без права на льготы. Сейчас у бизнесменов банально закончились деньги.

– Появляются первые пострадавшие: людям урезают, а то и вовсе не платят, зарплаты. Я уже давно говорил о том, что доить бизнес бесконечно не получится, – продолжил Коган, заметив, что и в госсекторе в случае волны банкротств не обойдется без закрытия дочек госкорпораций.

Пока что проблемы настигли «физиков». Но «это только первая ласточка, мы видим следствие, но не причину». У бизнеса кончились деньги на зарплаты, люди остаются без работы, и все они не могут платить по долгам, налоги и так далее.

– Если ничего не предпринять, страна поделится не на тех, кто сидит и охраняет, а на должников и кредиторов, причем денег не будет ни у кого, – предупредил Коган.

Учитывая, что бизнесом в России занимается примерно 5% населения, а 98% банкротств заканчиваются ликвидацией компании, кризис может обернуться окончательным уничтожением частного предпринимательства как явления.

Что делать?

Во избежание столь такого сценария все существующие меры поддержки бизнеса и граждан нужнее не сворачивать, а продлить еще минимум на полгода, но лучше на год. Под эти цели нужно зарезервировать не менее 2-3 трлн рублей. Италия, для сравнения, потратит на поддержку малого и среднего бизнеса около 100 млрд евро (8,9 трлн рублей).

На законодательном уровне нужно внести поправки, которые исключат преследование терпящего бедствие бизнеса по уголовным статьям.

– Печально известны статьи 159 – 159.6 УК, которые позволяют квалифицировать любое неисполнение договора как мошенничество. Необходимо изменить правоприменение по указанным выше статьям УК. Иначе под риском «прогулки для долгосрочного отдыха» у нас очень скоро окажутся десятки, а, возможно, и сотни тысяч наших соотечественников, виновных лишь в том, что решили заниматься бизнесом, – пояснил Коган.

В заключение он предостерег государство от мысли, будто раз у других все плохо, то в России наступил экономический рай, и можно «почивать на лаврах». За подобными иллюзиями половина предпринимателей в стране «обанкротятся, сядут или уедут».

– Кто будет кормить ещё как минимум 10-15 миллионов появившихся голодных ртов? Государство? Государство лишь зафиксирует рост бедности в стране, – резюмировал эксперт.

Полная версия