Эксперт объяснил диссонанс заявлений Путина и Лукашенко по Белоруссии
Президенты России и Белоруссии в четверг и пятницу сделали заявления о планах совместно действовать в случае радикализации протестов в РБ и агрессии Запада.
Владимир Путин в интервью федеральному каналу ранее заявил, что Россия готовит резерв силовиков для отправки в Белоруссию в случае начала беспорядков. На следующий день Александр Лукашенко объявил, что две страны задействуют совместную группировку войск, если Запад решится на агрессию против Белоруссии.
«Но если там дернутся за пределами, надо задействовать совместную группировку вооружённых сил, основой которой является белорусская армия. А россияне нас должны поддерживать и двигаться за нами», - сказал Лукашенко, добавив, что пока ни один российский солдат не пересек границу с Белоруссией, передает «Парламентская газета» со ссылкой на материалы БЕЛТА.
Белорусский президент отметил, что его страна оказалась под угрозой превратиться в «театр военных действий», в котором мишенью станет Россия. Лукашенко сообщил, что Путин такую оценку ситуации разделяет.
Блогер, обозреватель Анатолий Несмиян в высказываниях обоих президентов заметил незначительные нестыковки, которые, впрочем, могут свидетельствовать о разных планах двух лидеров на Белоруссию.
Путин и Лукашенко говорят об отражении военной агрессии, но здесь не нужно каких-то особых договоренностей между главами государств, поскольку есть Договор о коллективной безопасности. В рамках ОДКБ совместная оборона и так предусмотрена. Правда, для задействования соответствующего пункта документа, нужны доказательства агрессии. Фотографии спутников, к примеру.
Когда Лукашенко говорит об использовании совместной группировки, желательно подобные заявления делать в присутствии коллеги. «За свои вооруженные силы по статусу он может говорить и высказываться самостоятельно. Однако об использовании иностранных вооруженных сил нужно заявлять совместно, в одно лицо делать это не совсем этично», - заметил Несмиян.
Путин же в разговорах о поддержке Белоруссии делает акцент на борьбе с беспорядками. Под договор ОДКБ решение проблем одной из стран с собственным народом не подпадает. Поэтому тут скорее речь шла о «карательной экспедиции» против соседнего народа, предположил Несмиян.
Эксперт подчеркнул, что если все же есть серьезные основания ожидать военную агрессию со стороны Запада, нужно заранее сформировать совместную группировку сил, потому как «не создавать же ее, когда агрессия уже началась».
«Раз два президента решили, что угроза вражеского вторжения реальна, то и отражать ее готовиться нужно до вторжения, а не после», - продолжил Несмиян.
В заключение он объяснил некоторое разноголосие Путина и Лукашенко тем, что каждый из них решает свои собственные задачи. Обозреватель выдвинул гипотезу, что Лукашенко сейчас важно усидеть на президентском кресле любой ценой, поэтому он и пытается консолидировать народ, рассказывая об угрозе извне. Путину же, со слов Несмияна, важнее не упустить Белоруссию, как Украину и в крайнем случае оперативно решить вопрос с присоединением. «Задачи не совпадают - потому не совпадает риторика», - резюмировал Несмиян.