Москва
3 января ‘25
Пятница

Сатановский: Если Брест и Гродно – это Польша, Варшава – Россия

По мере того, как польские политики высказываются о планах на Белоруссию, становится ясно, чего хотят протестующие.

В конечном итоге речь идет о разделе Белоруссии между европейскими странами. И именно такое будущее намеренно или по недомыслию готовят участники красно-белых митингов своей стране.

– Оказывается, всё дело в том, чтоб Гродно и Брест стали Польшей. А то, чего это они Белоруссия? Американцы тему одобрили, так что лиха беда начало. Это ж мы, по молодости, про подвиг защитников Брестской крепости читали. Знали, что это был советский город на границе и особо не заморачивались тем, в какие ещё страны он до того исторически входил, написал в Telegram президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Он заметил, что исторически Европа сложилась как лоскутное одеяло, где границы постоянно менялись, а народы жили в диффузии между собой.

– Всё время то одни наступали, то другие. А то и третьи на какое-то время себе территории отхватывали. Поди, разбери, кто чей. Особенно на стыке границ. В старые времена вообще особо этническими чистками не озадачивались, люди жили по принципу: куда занесло, там и живёшь, кто правит, тот и король. А завтра-послезавтра другой править будет. Или третий, – продолжил Сатановский.

В пример он привел исследования этнографа, лингвиста Льва Черенкова, который подробно описывал, как люди жили во Львове. Там была такая смесь языков, что уместно сравнить этот город с Вавилонским столпотворением. Языки смешивались на уровне детей, игравших во дворах, а поскольку дети чрезвычайно восприимчивы к новому, они способны изучать по несколько языков одновременно. Таким образом, местное население владело немецким и польским, русским и украинским, румынским, венгерским, цыганским и армянским, чешским и словацким языками. На идише тоже говорили. Было немного литовского и итальянского, плюс русинские диалекты и так далее.

Такой калейдоскоп языкового разнообразия формально позволяет говорить о принадлежности города кому угодно. То есть, десятки стран могут претендовать на данную территорию, приводя свои аргументы.

В свете данного соображения логично объясняются территориальные претензии Польши к Белоруссии.

– Так что насчет Бреста и Гродно, как части Польши... Отчего нет? С геополитикой всегда так. Начинаешь по карте фантазировать, дальше набегают люди с воображением и аппетитами, из националистов, потом пара-тройка американских сенаторов и конгрессменов, потупее, пяток долбоящеров из Госдепартамента, кто-нибудь из Еврокомиссии и опаньки! Косово. Или Словакия. Или ещё что, – отметил Сатановский.

Он констатировал, что практически все подобные новообразования на карте сейчас появляются с одобрения ООН и в строгом соответствии с международным правом. К сожалению, в последнее время перекройкой границ в Европе больше занимаются США, а Россия в этом плане активности почти не проявляет С этим пора заканчивать.

– В конце концов, если Брест и Гродно - это Польша, то Варшава с гораздо большей вероятностью – Россия, – заключил Сатановский.

Полная версия