«Платежи будут расти гигантскими шагами»: Ольшанский о новых расчетах ОСАГО
С 24 августа вступили в силу новые правила расчета стоимости полиса ОСАГО, которые предполагают индивидуальный подход к каждому водителю в зависимости от его поведения на дороге.
Главная идея нововведения – заставить платить больше тех водителей, кто был замечен в таких нарушениях, как значительное превышение скорости (выше 60 км/ч), езда по встречке, оставление места аварии, вождение в нетрезвом виде и так далее. Как уточняет «Парламентская газета» в водительской истории будут учитываться только те прегрешения, которые были зафиксированы сотрудниками ГИБДД с составлением протокола. Штрафы с камер фото – видеофиксации учитываться не будут. Повышающий коэффициент также предусмотрен для юрлиц, которым могут поднять тарифы на автомобили с прицепами.
Информацию о штрафах автовладельца в страховые компании предоставит ГИБДД. Контролировать коридор нового ценообразования будет Центробанк. Заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин подчеркнул, что тарифный коридор позволит получать максимально выгодные предложения от страховщиков аккуратным водителям. По новым правилам, такие автовладельцы будут платить еще меньше, чем сейчас.
Помимо штрафов за административные правонарушения на дороге при расчете ОСАГО учтут и другие, косвенные факторы. Возраст и пробег транспорта, семейное положение водителя, наличие иной собственности, добровольная установка телематических средств на авто, перечислил Чистюхин. Он добавил, что ЦБ строжайше запретил страховым компаниям применять некоторые запрещенные факторы, как например: национальность, вероисповедание, политические взгляды и так далее.
«Факторы должны устанавливаться страховыми компаниями не волюнтаристски, а должны основываться на актуарных расчетах. То есть на той статистике, которая есть у страховой компании», - уточнил представитель ЦБ в беседе с «Российской газетой».
Помимо новой системы расчета ОСАГО с 30 сентября водителям при оформлении полиса придется предъявлять диагностическую карту (в связи с коронавирусом эту норму временно отменили). С октября также начнется постепенное внедрение обязательной фотофиксации авто во время прохождения техосмотра.
ОСАГО для людей или страховщиков?
Вице-президент движения автомобилистов России, юрист Леонид Ольшанский в интервью радиостанции «Говорит Москва» нововведение с ОСАГО раскритиковал. Он назвал недопустимой практику удорожания полиса за некие предыдущие нарушения, за которые человек уже рассчитался по закону.
Ольшанский подчеркнул, что ключевая цель ОСАГО – застраховать владельца транспортного средства, а не ужесточать административную ответственность. «Раньше стоимость ОСАГО повышалась или понижалась в зависимости от ДТП, а теперь они взяли за критерий нарушение водителя», - посетовал Ольшанский. Он добавил, что бывают случаи, когда автомобиль зарегистрирован на одно юрлицо, а управляют им разные люди. Значит, придется их вычислять. «Эти сказки, что добросовестный водитель будет мало платить, они неубедительны. Платежи будут расти гигантскими шагами», - предупредил эксперт, назвав новый расчет ОСАГО очередным нарушением прав граждан.
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов представил противоположную точку зрения. В эфире НСН он заметил, что большинство водителей в России все-таки не имеет привычки ездить пьяным и покидать место ДТП. Ответственных автовладельцев, по оценке Шкуматова, примерно 70%. Поэтому, большинство получит хорошие скидки. «Нововведение облегчит жизнь аккуратным водителям», - резюмировал Шкуматов.
Коридор «вниз» как дымовая завеса
Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков в своем Telegram тоже прокомментировал ситуацию с ОСАГО. Он отметил, что ради персонифицированной системы расчетов ценовой коридор расширили на 10-30% вверх и вниз.
– Пусть вас не смущает его расширение вниз. Цены будут только расти. "Вниз" - это дымовая завеса. В 2015-16 годах мы им уже отпускали этот коридор и цены выросли почти вдвое. Наши деньги похищают либо с участием топ-менеджмента страховых компаний, либо ими самими. Посыл страховых компаний: «Деньги заканчиваются, дайте нам возможность расширить коридор, чтобы было что воровать дальше», – резюмировал Лысаков, отметив, что нынешние изменения - это далеко не первая попытка нажиться на российских водителях.
О самых полезных и вредных законах для автолюбителей читайте в материале iReactor.