Москва
3 января ‘25
Пятница

Забастовочное движение в Белоруссии бросили один на один с властью

Программа белорусской оппозиции организовать протестные забастовки по всей стране проваливается.

Ведущие государственные предприятия продолжают работать, а с десятками забастовщиков, бросивших рабочие места ради продвижения политических требований (что, кстати, не предусмотрено в законе, поскольку разрешаются только те забастовки, которые связаны с трудовыми спорами), руководства заводов разбираются через увольнения.

– Забастовка в Белоруссии буксует, а может быть и выдыхается. Оппозиция призвала рабочих бастовать, не слишком задумываясь ни о том, как трудящиеся будут кормить свои семьи, ни о том, как защитить активистов. Отчасти это может быть объяснено надеждой на быстрый уход Лукашенко, но такого не произошло. И теперь трудовые коллективы, примкнувшие к стачке, фактически брошены на произвол судьбы, - отметил в своем Telegram политолог, аналитик Борис Кагарлицкий.

Он констатировал, что обещания, будто Европа и весь цивилизованный мир немедленно соберет деньги бастующим рабочим, не возымели эффекта. Мало кто поверил, что на содержание оппозиции получится разжиться, а перспективы оказаться на улице без работы оказались вполне реальны. Именно поэтому разговоры о выплатах на канале Nexta, «воспринимаются работниками почти как издевательство».

– Парни из Nexta даже не задумались о том, что граница с восточноевропейскими странами перекрыта из-за пандемии коронавируса. В то же время, у забастовщиков усиливается опасение, что буржуазия готова использовать их для решения своих политических задач, не давая ничего взамен, - продолжил Кагарлицкий.

Он обратил внимание на то, как в основном призывы бастовать поступают сотрудникам государственных предприятий, а иностранные компании остаются в стороне. Важный момент – организаторы стачек не выдвигают экономических требований, из-за чего возникает логичный вопрос, а за себя ли бастуют рабочие.

– Между тем у рабочих есть свои претензии к власти, которая провела в Белоруссии пенсионную реформу даже раньше, чем в России, ввела контрактную систему, приняла «Декрет №3» (фактический налог на безработицу). В плане трудовых прав сегодняшняя Беларусь даже хуже России, а потому рабочие, естественно, пытаются ситуацию изменить, – констатировал эксперт.

Проблема в том, что в среде либеральной интеллигенции, рвущейся к власти, проблемы рабочих практически не находят поддержки. Хотя трудовые права являются фундаментальным элементом демократии.

Власть со своей стороны действует, согласно проверенной веками тактике – запугивает коллективы увольнениями, лишениями премий, арестами активистов и так далее. Вполне вероятно, что на данном этапе такая тактика возымеет эффект, и забастовки удастся прекратить. С дугой стороны, в Белоруссии поднимается подлинное рабочее движение, которое самоорганизуется, создает свои каналы в интернете, начинает действовать скоординировано.

Общая картина напоминает 1905 год Российской Империи, когда буржуазия опиралась на рабочих ради достижения своих целей, но не была готова учитывать их интересы. Сомнительно, что история будет повторяться по готовым лекалам, но можно с большой долей вероятности говорить, что «самые жестокие репрессии режим обрушит именно на рабочий класс», заключил Кагарлицкий.

Полная версия