Москва
3 января ‘25
Пятница

Под маской цивилизованного протеста в Белоруссии затаился нацистский террор?

Программа перемен белорусской оппозиции оказалась настолько трудноуловимой, что запутала даже президента Александра Лукашенко, которому о ситуации в стране отчитываются спецслужбы.

Во вторник Лукашенко заявил, что в первых рядах оппозиции фигурируют бывшие «обиженные (госсужащие) и откровенно отвязанные нацисты». В подкрепление своего тезиса о нацистах Лукашенко пояснил, что в планах оппозиции есть «ползучий запрет» русского языка. «В открытую не говорят, но ползучий запрет русского языка. Вводится понятие уголовной ответственности за оскорбление белорусского языка», - сказал Лукашенко и добавил, что до 2030 года рвущиеся к власти «демократы» хотят перевести на белорусский язык всю систему образования. Лукашенко также отметил, что оппозиция планирует выход из Союзного государства, Евразийского союза и ОДКБ.

19 августа соратница Светланы Тихановской Мария Колесникова в интервью РБК выразила недоумение, откуда президент мог взять информацию о планах белоруссизации. Она предположила, что Лукашенко попросту обманывает его окружение.

Колесникова подчеркнула, что если глава белорусского государства говорил о Координационном совете по трансферу власти, то он не учел, что данный институт в принципе не может иметь никакой программы. «Он (Лукашенко) говорил о программе, а программы никакой быть не может, потому что мы не политический орган, - заявила Колесникова и пояснила, что ничего, кроме организации транзита власти, в задачи Совета не входит.

«То есть единственная теория о том, откуда у него такая информация, — это то, что его просто обманывают и дают недостоверную информацию. По-моему, это очень много говорит о том, как к нему относятся его же люди», — заключила Колесникова. Откуда взялась калька украинского курса?

Формальным лидером оппозиции является Светлана Тихановская, которая в последние дни из Латвии записывает обращения к своим сторонникам. На официальном сайте Тихановской ее программа ограничивается общими фразами о независимом курсе, повышении благосостояния народа и так далее. Касательно внешней политики говорится лишь о «партнерстве на равных» взамен «зависимости от газовой или кредитной иглы». Там же сообщается, что штаб Тихановской «объединился с командами Виктора Бабарико и Валерия Цепкало». «Они предлагают программы для развития страны, с которыми можно ознакомиться на сайте reformby.com», - указано на сайте Тихановской.

По состоянию на 19 августа предложенный для более подробного ознакомления с программой сайт не работает. Впрочем, некоторые все же успели посмотреть, что было на портале reformby.com. Журналисты Eadaily.com сообщили, что на данном сайте основой предлагаемой оппозицией программы стали документа платформы «Реанимационный пакет реформ для Белоруссии», который расположен на сайте zabelarus.com. В данный момент ресурс тоже перестал работать. На нем как раз был список «первоочередных мер до 2021 года», в числе которых есть и те, что упомянул Александр Лукашенко.

В добавок к выходу из ряда организаций Белоруссии авторы программы рекомендуют запретить все пророссийские организации, ввести уголовную ответственность за оспаривание существования отдельной белорусской нации, внимательно отслеживать любые «прокремлёвские инициативы в Беларуси», запретить приватизацию белорусской инфраструктуры российскими компаниями и так далее.

Отдельно стоит отметить инициативу включить в телевизионный пакет обязательных общедоступных телеканалов Белоруссии телеканалы Латвии, Литвы, Польши и Украины.

Оппозиция сама зачистила программу?

Главный редактор ИА «Аврора» Кирилл Рычков, комментируя манипуляции с программой оппозиции, заметил, что курс на конфронтацию с Россией и явные сходства с украинской программой после 2014 года стали дискредитирующим фактором для белорусского протеста. Поэтому власти было бы выгодно оставить оппозиции самой все рассказать о себе.

– В решение «сверху» верится не особо, так как его существование – скорее, на руку белорусской власти, ибо его содержание разумного протестующего должно только отрезвлять. По этим же причинам более правдоподобным кажется его осмысленное самоубийство, мол, смотрите, люди добрые, власть затыкает нам рот. Или, что тоже вероятно, сайт этот был чьей-то частной инициативой, и столь ранняя публикация там новых белорусских смыслов в планы заговорщиков не входила, и инициативу они поспешили заблокировать, – проанализировал ситуацию Рычков.

Мирный протест на улице и террор в соцсетях

В то время, пока власти Белоруссии пытаются ответить на вопрос, чего хочет оппозиция помимо отставки Лукашенко, на уровне общественной дискуссии будущий курс страны оппозиция определила единолично и безапелляционно.

Подробно настроения в Белоруссии изучает проект журналиста «Комсомольской правды» Александра Коца, в рамках которого граждане страны в письмах делятся своими впечатлениями от происходящего.

Например, одна из подписчиц Коца из Минска сообщает, что люди стали бояться говорить, что голосовали за Лукашенко.

– Когда от молодых мужчин слышишь нацистский лозунг «Жыве Беларусь» и понимаешь, что уже скоро они придут тебя бить, не хочется выступать. Наших девочек, сестёр Груздевых, затравили только за то, что они на своей Инстаграм странице писали, что Лукашенко их президент. А теперь, после митинга, они в белорусском Миротворце, - рассказала собеседница Коца, не уточнив, о каком ресурсе идет речь.

Она заключила: «Я боюсь вывесить свой настоящий национальный флаг на окно, потому что знаю, что ко мне придут. Я знаю, что не все протестующие такие, что большинство хочет мирных перемен, что у них есть своё понимание, и «кто не с нами, то против нас» не про них, но та агрессия, которая начинает поднимать голову... наверное, именно она и погубит Беларусь».

Полная версия