В Европе заметили неладное: коронавирус устанавливает новый миропорядок
Власти нескольких европейских стран начали заново вводить ограничения из-за увеличения количества заразившихся коронавирусом, однако в обществе растет неприятие, и звучат неудобные вопросы, так ли это необходимо.
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон в эфире телеканала Sky News во вторник заявил, что в некоторых странах ЕС появились признаки пришествия второй волны эпидемии.
Джонсон подчеркнул, что Британии нужно избежать повторения первой вспышки, а потому важно соблюдать введенные из-за пандемии ограничения, не нарушать социальную дистанцию, чаще мыть руки, носить маски в общественных местах.
Особенно сложная ситуация в Бельгии, где в Антверпене ввели комендантский час, закрыли фитнес центры, запретили все развлекательные мероприятия, обязали рестораны закрываться в 23:00 и снова ввели обязательное ношение масок и удаленную работу.
Как сообщает в Telegram корреспондент ВГТРК Анастасия Попова, вслед за Бельгией в оранжевую зону опасности попал Париж. «Бельгийцам, немцам и британцам настоятельно рекомендуют не ездить больше в Каталонию. Голландцам говорят срочно покинуть Барселону. Где-то вернули двухнедельных карантин, где-то тесты и справки при въезде. Мэр Антверпена ссорится на почве ограничительных мер с коллегой из Льежа, в общем жизнь в Европе медленно сворачивается обратно в комок», - сообщила Попова.
В Италии премьер-министр Джузеппе Конте рекомендовал парламенту продлить срок ЧС до 15 октября. В обоснование своей инициативы он пригрозил, что без режима ЧС утратят силу 38 распоряжений правительства, без которых сдержать распространение коронавируса будет затруднительно. Парламентская оппозиция выступила против планов премьера. Лидер партии «Лига» Маттео Сальвини посоветовал правительству прекратить думать о том, «где бы еще удариться головой о стену» и прекратить «дрейф в сторону от свободы». Тезис о необходимости ЧС ради сдерживания коронавируса он вовсе назвал наглой ложью.
Особо острые дискуссии вокруг возвращения коронавирусных ограничений разворачиваются в Бельгии. Причем это происходит на уровне ученых и политиков, тогда как простые граждане изъявляют готовность делать все, что им прикажут. Об этом свидетельствуют данные недавних социологических опросов, пишет ИА «Красная весна».
Издание напоминает, что еще в июне 2020 года на заседании координационного комитета Бельгии возникли бурные споры вокруг требований носить маски в закрытых помещениях. Противоречия пошли по линиям между требованиями системы здравоохранения и принципами свобод граждан, а также между сторонниками сохранить дееспособность экономики и желающими в первую очередь «подумать о людях».
На заседании присутствовал вирусолог Марк Ван Ранст, который в соцсетях отметил, что в целом выступает за маски, но «понимает их бесполезность». По странному стечению обстоятельств, 16 июля его взяла под охрану полиция, потому как вирусологу якобы стали угрожать националисты.
17 июля власти страны объявили о росте числа заболевших, хотя на официальном сайте полугосударственной компании Siensano (занимается мониторингом статистики), смертность от коронавируса за период с 10 по 17 июля снижалась.
Наблюдатели также выявили странную закономерность в данных Siensano, согласно которым в 78% регионов зарегистрировали только 1 (!) случай заражения. В основном же вирус распространяется на фламандской территории в провинции Лимбург, прежде всего в Антверпене. Под удар пандемии попали те области, где губернаторами являются представители националистической партии и партии Христианских демократов, которые, кстати, не далее как 17 июля заблокировали законопроект о добровольном прерывании беременности в период с 12 по 18 недель и освобождении уголовной ответственности для врачей за соответствующие операции.
К слову, законодателям Бельгии скоро предстоит рассмотреть еще один антигуманный закон, который внесла либеральная партия, - об эвтаназии стариков не по болезни, а по старости. Примечательно, что такая идея возникла на фоне разговоров в парламенте о целесообразности лечить граждан старше 80 лет.
Бельгийское правительство, продвигающее возврат жестких антикоронавирусных мер, в последние дни сталкивается с массой критики. Например, бельгийский экономист Гердт Ноэлс осудил власти за готовность пожертвовать экономикой и принять любые ограничения, тогда как на практике остановить распространение болезни все равно не получается. Ноэлс выразил удивление, почему руководство страны категорически недооценивает опасность для граждан от остановившейся экономики. Он подчеркнул, что никто не ставит финансы выше жизни людей. Однако «разгромленная экономика приведет к росту банкротств, лишению людей средств к существованию, психологическим расстройствам и снижению возможностей получить медицинскую помощь», посетовал Гердт Ноэлс.
Директор центра исследований государства и Конституции в брюссельской коллегии адвокатов UCL Марк Вердусон обратил внимание на правовой аспект ограничений.
Он отметил, что уважение человека, его прав на свободу перемещения, труд и так далее является одним из важнейших принципов либерального государства. Выход из коронакризиса требует радикальных мер, и у властей появляется соблазн «ограничить эти права или совсем от них избавиться». В таком случае она рискует скатиться в произвол.
Вердусон выразил уверенность, что если меры против эпидемии оказываются несовместимы с правами человека, власть обязана «найти в себе смелость отказаться от таких мер».