Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев как опытный политик ведет тонкую игру на дискредитацию протеста в защиту Сергея Фургала.
Открыто критиковать митинги Дегтярев не решается, осторожно выражая озабоченность несоблюдением социальной дистанции на мероприятиях. Но во вторник его заявление в Instagram, будто у участников митингов нашли ножи и топоры, ясно вскрыло стратегию по развалу протестного движения.
На это обратил внимание руководитель Центра развития региональной политики Илья Гращенков в интервью порталу Накануне.RU.
Он констатировал, что при желании в любой толпе из десятков тысяч человек можно найти что угодно: перочинные ножи, алкоголь и так далее. Топор пронести сложнее. Однако непонятно, зачем приносить такое орудие на митинг. Как будто кто-то всерьез думает собирать ополчение. Тогда вилы смотрелись бы более картинно.
«Поэтому, да, я думаю, это попытка маргинализации, дескать, посмотрите – люди тащат с собой какие-то орудия. Хотя опять-таки непонятно, если это маргинализация, то что хотел сказать Дегтярев? Что это оружие – попытка перевести протест в какую-то силовую плоскость? Это смешно – когда из 50 тысяч человек 3-4 человека с какими-то ножичками прошли», - заявил Гращенков.
Он предположил, что история с ножами и топорами является информационным вбросом с целью довести до части протестующих мысль об опасности этих мероприятий. А раз об этом все заговорили, вброс оказался успешным.
Эксперт посетовал, что Дегтярев выбрал стратегию поведения с народом, как будто имеет дело с маленьким ребенком, с которым нет смысла вступать в серьезные дискуссии, а нужно лишь убедить разойтись по домам. «Это такой несмышленый ребенок, видите, даже острые предметы начал приносить в класс, как бы не поранил кого», - объяснил логику Гращенков.
Он отметил, что и приезд Сергея Шнурова в Хабаровск носит чисто психологический характер. Если артиста туда кто-то послал, то наверняка он хотел как-то разрядить обстановку, придать ей характер некоторой шутливости. Сам же Шнуров наверняка поехал туда со своим видением ситуации. Гращенков допустил, что Шнуров вскоре убедится в серьезности требований и возмущения граждан и «попытается быстро переобуться и из Петрушки переформатироваться в самостоятельно мыслящего политика».
Что касается Кремля, то там наверняка не воспринимают бунтующий народ в качестве субъекта для переговоров, полагая, что имеет дело с местными элитами, решившими через организацию митингов «показать зубы ради торговли за посты». «В административной оптике есть элита и есть ее инструмент – народ. С инструментом никто разговаривать, в административной логике никакого народа нет», - констатировал собеседник Накануне.RU.
По словам Гращенкова, в политической логике народ как субъект все же существует, и его проблемы нужно решать. Впрочем, такую логику, судя по всему, никто пока включать не собирается. Эксперт не исключил, что при затихании протестов, и если они не перекинутся на другие регионы, в Кремле вздохнут спокойно с уверенностью, что «никакого протеста и не было, просто пара бандитов оплатила митинги».
Тем не менее, причин для недовольства у людей достаточно. Они живут плохо и сомнительно, что в ближайшие годы ситуация изменится к лучшему. «Они, скорее, начнут жить хуже, а значит, опасность (повторения митингов) остается», - заключил Гращенков.