Кураев: РПЦ выдумала межрелигиозный конфликт с Турцией
В России заговорили о бойкоте Турции после проведения первого за 86 лет намаза в соборе Святой Софии.
Тема бойкота стала особенно актуальной после того, как в этот же день было объявлено, что с 1 августа авиасообщение с Турцией станет открытым для российских туристов.
Идею отказаться от поездок на курорты Турции в числе прочих ревнителей православных ценностей продвигает общественная организация «Сорок Сороков». Ее лидер Андрей Кормухин в эфире медиацентра «Патриот» в пятницу заявил: ««Мы призываем россиян к бойкоту президента Турции Тайипа Эрдогана, обрубив возможности, которые имеет или хочет получить от РФ». Кормухина цитирует Федеральное агентство новостей.
Он напомнил, как после сбития турками российского штурмовика Су-25 в Сирии россияне стали отказываться от посещения Турции, а государство временно ввело эмбарго на турецкие продукты. Эффект получился сильным. Кормухин отметил, что жители России без проблем смогут найти замену турецким курортам в Крыму и на побережье Кавказа.
В ходе дискуссии о молитвах мусульман в соборе Святой Софии выступил также религиозный и общественный деятель Андрей Кураев. Он занял осторожную позицию, подчеркнув, что не стоит драматизировать ситуацию.
В особенности это касается РПЦ, которая ранее в лице патриарха заявила: «Угроза Святой Софии - это угроза всей христианской цивилизации, а значит - и нашей духовности и истории». Патриарх Кирилл назвал происходящее с собором «попыткой унизить или попрать тысячелетнее духовное наследие Константинопольской церкви», которое русский народ воспринимает «с горечью и негодованием».
Кураев отметил, что в данном случае речь идет о превращении в мечеть не церкви, а музея. Подобными трансформациями занималась в последние годы и РПЦ, указал Андрей Кураев, напомнив об Исаакиевском соборе и Херсонесском монастыре.
В этом свете справедливо негодование музейного сообщества и византологов, но не стоит в вопрос «вносить оттенок межрелигиозного конфликта», сказал он.
Кураев обратил внимание на возмущение Греции, которая отметилась воинственными заявлениями. Но важно понимать, что Греция готова «воевать за Святую Софию до последнего русского», не более. Это война не России, и нужно предоставить грекам самим разбираться с Турцией. Далее Кураев философски заметил, что раз все случилось именно так, значит, у Бога были такие планы, и не следует за него решать, что «ему нравится, а что его оскорбляет».
В заключение он констатировал, что Турция гарантировала сохранность мозаик и фресок в храме, а туристы смогут спокойно и бесплатно посещать собор Святой Софии. Максимум, что изменится – очереди в храм станут больше.