Думская «аномалия» протаскивает антиконституционную ювеналку
Госдума в скором времени может начать рассматривать сразу два закона, с принятием которых российские семьи будут вынуждены жить в новой реальности.
В Государственной думе России сложилась ситуация, когда некоторые законы принимаются в условиях цейтнота, что не позволяет надеяться, будто эти законы внимательно изучат и учтут пожелания экспертов.
Об этом в интервью изданию «Красная Весна» заявила член Общественного Совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте РФ Людмила Виноградова. Речь идет о законопроекте Крашенинникова-Клишаса и аналогичном документе, подготовленном группой сенаторов во главе с Еленой Мизулиной.
Виноградова охарактеризовала как аномальную ситуацию, когда в ГД почти одновременно внесены сразу два законопроекта, касающиеся одного вопроса – изъятия детей из семьи при наличии угрозы их жизни и здоровью. Она обратила внимание на тот факт, что оба законопроекта «поданы представителями одного и того же комитета — по конституционному законодательству и государственному строительству».
– А конкуренция законопроектов, на мой взгляд, устроена не случайно, поскольку руководитель комитета не мог не знать о работе временной рабочей группы под руководством Мизулиной в рамках комитета, которым он руководит, – сказала Виноградова.
Законопроект Мизулиной разрабатывался на протяжении около 4 лет с участием общественных организаций и экспертов, занимающихся проблематикой семейного насилия. По словам Виноградовой, это документ в целом «отвечает как юридико-техническим требованиям, так и чаяниям родительской общественности», чего нельзя сказать о законопроекте Крашенинникова-Клишаса.
Второй законопроект предполагает отобрание детей в течение суток в порядке особого производства без решения суда группой из представителей органов опеки и попечительства, органов внутренних дел и прокуратуры.
За сутки родители вряд ли успеют нанять адвоката и выстроить линию защиты. Кроме того, экспресс-суды предлагается проводить исключительно в закрытом режиме в отсутствие журналистов и общественников. Более того, «участие родителя в суде предусматривается как возможное, но не обязательное», посетовала Виноградова.
Главный изъян документа от Крашенинникова-Клишаса кроется в новой редакции части 2 статьи 77 Семейного кодекса, которая предлагает наделить органы опеки правом изымать ребенка, если есть основания «полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов». В таких случаях предлагается составлять акт, который потом родители смогут оспорить в суде. Суть в том, что акт составляется в присутствии полиции или работников прокуратуры.
В настоящее время акты, составленные органами опеки по нынешним правилам (достаточно только этих сотрудников), оспорить в суде крайне трудно.
– Спорить с представителями полиции и прокуратуры в суде будет невозможно: процесс не предусматривает сбор и исследование доказательств. Объяснения родителя навряд ли перевесят объяснения чиновников, – объяснила Виноградова.
В законопроекте Мизулиной основания для отобрания детей четко прописаны, причем первое же решение об изъятии или неизъятии принимает суд. Однако и там есть свои недостатки. Например, в тексте есть определение «безнадзорный», под которое теоретически может попасть любой ребенок, который пришел из школы домой в отсутствие родителей.
Виноградова выразила сожаление в связи с тем думский Комитет по делам семьи, женщин и детей уже поддержал законопроект Крашенинникова-Клишаса. Она предположила, что члены Комитета «приняли за истину пояснительную записку к законопроекту», которая, по мнению собеседницы «Красной Весны», не отражает суть законопроекта. «С таким пониманием законов от депутатов можно ждать всё, что угодно, тем более перед предстоящими выборами», - заявила Виноградова.
В завершение она прокомментировала нулевые чтения в Общественной палате РФ законопроекта Крашенинникова-Клишаса, которые состоялись 23 июля. Виноградова особо отметила выступление журналистки Анны Шафран, которая жестко раскритиковала документ.
Про поправки о семье в Конституции уже забыли?
Свое выступление Анна Шафран опубликовала в Telegram-канале. Она подчеркнула, что законопроект Крашенинникова-Клишаса является продвижением ювенальной юстиции, разрушающей институт семьи вопреки недавно принятым поправкам в Конституцию. По ее словам, документ дает безграничные возможности органам опеки или полиции заранее подготовить изъятие ребенка, а затем неожиданно в течение суток осуществить задуманное. Причем в силу закрытости слушаний дел исключается «возможность нормальной поддержки общественности и СМИ в случаях беспредела».
Шафран также указала на пункт в числе оснований для изъятия ребенка, где говорится об одновременной болезни двух родителей, который звучит как издевательство.
Она напомнила, что в ходе слушаний сторонники законопроекта говорили об «опыте цивилизованного мира», где, к слову, практикуются усыновления детей однополыми парами и так далее. «Я считаю, что это варварство, а не цивилизация, и мы должны себя защищать», - сказала Шафран, подчеркнув, что недавно принятые большинством россиян поправки к Конституции позволяют это сделать.