Коронавирусный кризис вскрыл приближение нового технологического уклада, при котором странам придется учиться зарабатывать не на продаже ресурсов.
Катастрофическое падения спроса практически на все товары и услуги может оказаться не временным явлением. В особенности это касается привычных всем энергоносителей – нефти и газа. Это значит, что российским руководителям не стоит надеяться, будто к осени цены на топливо вырастут, и все снова станет хорошо. Об этом в интервью изданию «Красная Весна» заявил экономист, главный портфельный управляющий инвестиционного фонда «КТ» Вячеслав Зайченко.
Он обратил внимание на то, как мир как будто вдруг стал жить в условиях, когда терабайты информации передаются за считанные минуты, когда ведущие страны Европы оказались в шаге от того, чтобы полностью перейти на возобновляемые источники энергии, когда Илон Маск объявляет о готовности наладить серийный выпуск дешевых автомобилей, способных без подзарядки преодолевать сотни километров.
«То есть понятно, что как-то все по-другому должно, наверное, работать. Это как раз всё и вскрылось. Коронавирус вскрыл эту язву. Она начинает пока что только-только прорастать», - заметил экономист.
Рассуждая о том, как России минимизировать последствия кризиса, Зайченко посетовал, что прямо сейчас что-то делать уже поздно. «Я думаю, сделать уже ничего нельзя, потому что надо было делать 20 лет назад. Нужно было строить трубопроводы не в Китай, Европу и т. д., а внутри страны», - пояснил он.
По словам экономиста, ситуация на рынке газа очень показательна. Понятно, что долгие годы газопроводы строились с расчетом получать сверхприбыли за счет разницы курсов ведущих валют и рубля.
Но сейчас, когда экспортные цены упали, а газ внутри страны продавать выгоднее, становится ясно, что газотранспортную инфраструктуру нужно было строить для собственных граждан.
Зайченко обратил внимание на то, что Россия сильно зависит от экспорта. Многие товары, в том числе продовольственные, завозятся из-за рубежа. Производство собственной продукции с высокой добавленной стоимостью не стимулируется, и курс правительства здесь абсолютно понятен, когда принималось решение повысить НДС.
Наиболее ярким результатом такой политики является тот факт, что деревообрабатывающая промышленность в России не развита. Страна экспортирует «кругляк», а потом те же Китай и Финляндия продают в Россию мебель.
«У нас сейчас действует тупиковая экономическая модель развития. Она просто позволяет набить карманы ряду компаний и корпораций. Это мыльный пузырь. И он скоро лопнет», - продолжил Зайченко.
В заключение он предупредил, что при нынешнем подходе к развитию экономики ожидать выхода из кризиса в ближайшие годы невозможно, тем более, что кризис по большому счету еще не начался.
Основные потрясения мир ждут в 2021 году, спрогнозировал эксперт. «К концу этого года или к середине следующего, я думаю, произойдет экономический кризис. Сейчас люди просто пытаются как-то отвлечься после коронавируса в этот летний сезон», - подытожил Зайченко.