Чем грозит России старая рана Кавказской войны
История с демонтажем памятника «Подвигу русских солдат» во время Кавказской войны в Адлерском районе Сочи может иметь далеко идущие последствия.
По крайней мере, российским властям придется занять какую-то позицию по черкесскому вопросу и погасить наметившийся раскол в обществе.
Таков общий результат заочной дискуссии между журналистом, депутатом Мосгордумы Андреем Медведевым и политконсультантом, востоковедом Игорем Димитриевым, развернувшейся вокруг новости о снесенном памятнике.
8 июля портал «Кавказский узел» сообщил, что мэрия Сочи после жалобы черкесских активистов утвердила решение демонтировать памятник, который был поставлен 30 июня 2020года на месте форта, созданного русскими войсками в 1837 году. Через несколько дней черкесы назвали объект «болезненным и раскалывающим общество», а власти, недолго думая, согласились с этим доводом.
«Власти признали, что он был поставлен без необходимых согласований, с очень большими ошибками, без обсуждения с представителями коренного народа. Я думаю, что тема исчерпана», – сказал глава Краснодарской краевой общественной организации «Адыгэ Хасэ причерноморских адыгов-шапсугов» Маджид Чачух. Он добавил, что было бы более правильно установить такой памятник, который бы объединял русских и черкесов.
В течение двух дней в сети обсуждали произошедшее с разных позиций, но доминировала та, согласно которой, русских в Сочи обидели.
Андрей Медведев в своем Telegram произошедшее назвал «странной историей».
– С одной стороны все логично. История войны на Кавказе, в Черкесии особенно, и правда болезненная. Но вот с другой, логики в заявлении маловато.
– То есть памятник раскалывает общество. А флаг который черкесам придумал английский шпион Дэвид Уркварт – нет. Уркварт воевал на Кавказе, более того, он приплыл туда, чтобы не дать местным вождям заключить мир с Российской Империей, к чему многие из них склонялись, – написал журналист.
Медведев привел выдержку об упомянутым им Уркварте из рапорта Командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенанта Вельяминова, который подробно рассказал, о деятельности английских агентов на Кавказе в то время: «В 1836 году, в июне месяце, натухайцы и шапсуги имели близ урочаща Варданэ собрание, целью которого было вступить под покровительство России. Два англичанина внезапно явились посреди сборища, вручили старшинам знамя английского короля и именную грамоту с обещанием покровительства Англии и пажа египетского».
Медведев резюмировал, что горцы во время Кавказской войны в числе прочего воевали еще и за британские интересы. Англии в XIX веке было важно не дать России овладеть Кавказом.
– Уркварт придумал такую штуку, как "национальный обет". Он подбросил горским лидерам идею о том, что им стоит объединиться с другими горцами под властью одного лидера "и под общим знаменем". В итоге горцы давали клятву вечной вражды и войны против России. <…> Англичане создали систему жесточайшего террора на основе этого сочиненного ими же обета, – продолжил Медведев.
Он выразил уверенность, что жестокость Кавказской войны во многом была обусловлена вмешательством англичан, а также поляков (на Кавказе воевал отряд польских националистов).
– Флаг с перекрещенными стрелами, который горцам придумал и подарил от лица английского короля Уркварт, это сейчас в чуть измененном виде флаг республики Адыгея. Стоит ли считать его "раскалывающим общество" и отменить? Вот честно, не надо разным гиперактивным деятелям, искусственно раскалывать общество, и создавать напряжённость. Там где ее нет, – подытожил Медведев.
Игорь Димитриев поддержал тезис об исключительной жестокости Кавказской войны, отметив, что черкесы пострадали особенно, а многие из них бежали в Османскую империю. Сейчас потомки беженцев живут в Турции, Иордании, Сирии, Саудовской Аравии и Израиле. Многие общины имеют большое влияние.
– С одной стороны связь российских черкесов и ближневосточных это перспективный канал влияния России. И по-хорошему части черкесов, живущих мечтами о родине, стоило бы дать возможность вернуться из стран охваченных войной. Тем более, что они там образованная элита, – предложил Димитриев, сделав важную оговору о необходимости проверять переселяемых на лояльность российскому государству.
Димитриев обратил внимание на то, что в соцсетях пишут, будто в Адлере протестовали против памятника по большей части турецкие черкесы.
– И то, что им поддались - это проблема. Так делать нельзя. Со своими можно договариваться. Перед чужими прогибаться странно. Турки, к примеру, в случае международного давления делают как раз наоборот, – посетовал эксперт.
Репатриация черкесов идет
На этом моменте в обсуждение проблемы включилась главред RT Маргарита Симоньян. В Telegram по поводу репатриации она сообщила, что процесс этот уже идет.
– Репатриация черкесов уже благополучно идет. Я лично присутствовала при открытии аула Мафэхабль, построенного в Адыгее специально для черкесов-репатриантов на том месте, которое они выбрали. Очень красивое место, – поделилась Симоньян.
В ответ на это замечание Дмитриев подытожил: «Там очень немного. Отдельные семьи. Режима благоприятствования нет. Ну а насколько эти черкесы лояльны России? Рисковая штука. Странную вещь скажу: на мой взгляд, без средневековых феодальных форм принятия в подданство это может плохо закончиться».