Доктор Мясников о смертности от коронавируса: «Цыплят по осени считают»
Статистику заболеваемости и смертности от коронавируса в России еще предстоит осмыслить и уточнить, но некоторые далеко идущие выводы можно сделать уже сейчас.
Методы подсчета статистики в странах разные. В России методика позволяет получать наиболее достоверные результаты, однако и здесь порой возникают критика и разногласия.
– Слишком разные подходы учёта в разных странах, слишком много базовых параметров, которые остаются «за кадром». Подождём серьезной обработки данных, «цыплят по осени считают», – написал в Telegram главврач ГКБ им. Жадкевича (ГКБ №71) Александр Мясников.
Он обратил внимание на недавнее сообщение Росздравнадзора о том, что в России от коронавируса умерли 489 медиков. Мясников отметил, что это примерно 15% от общего количества скончавшихся за время эпидемии (последняя официальная цифра - 8 206 человек).
Для сравнения, в Великобритании на 34 тысячи погибших приходится 180 медиков, в Италии – 200 на 30,7 тысячи, в США – 389 на 81,7 тысячи, в Иране – 107 на 6,7 тысячи.
Некоторые СМИ объясняют такие статистические сравнения гипотезой, будто в России могут занижать смертность, либо плохой защитой врачей.
– Сразу скажу – спекуляции о плохой защите наших медиков лишены смысла. Трудности есть всегда и везде, но у нас они решались с непривычной четкостью и быстротой. По сравнению с другими передовыми странами, – продолжил Мясников.
Он вспомнил, как в США медиков увольняли за лишние контакты с прессой, как лично ему друзья из Франции рассказывали о выходах на смены в пластиковых мешках для мусора. То есть, проблем хватает везде, но факт, с которым трудно спорить – в России общая смертность действительно ниже, чем в других развитых странах.
– Умерших у нас к счастью и правда в разы меньше. И мы до конца не понимаем причин этого «феномена СССР». Так почему он не работает на наших медиках?, – задался вопросом Мясников.
Он допустил, что сравнивать более правильно не соотношения смертности врачей и пациентов, а смертность врачей с количеством тяжелых и госпитализированных больных.
Дело в том, что один и тот же коронавирус может быть опасен в разной степени. Например, при заражении от бессимптомного носителя заболевание с большой вероятностью будет протекать менее тяжело. Но если заразиться от тяжелобольного, последствия будут хуже.
– Совсем другое дело в больницах- там вирусы-победители, они свалили человека с ног, иммунитет пожилых и хронически больных людей не смог ослабить вирус. Те, кто по состоянию здоровья обратился за медицинской помощью являются носителем высоко вирулентного и опасного вируса, – пояснил Мясников.
Если брать по количеству заражений, то Россия здесь на втором месте. В Британии, Италии, Иране уровень инфицированности ниже, и вместе с тем, в этих странах «больничных коек на порядок меньше на душу населения». Получается, что больные приходят и уходят, а «врачи получают коллоидальную вирусную нагрузку».
Исходя из сказанного Мясников сделал следующий вывод: «Кстати урок на последующие эпидемии - основной упор именно на амбулаторное лечение, в больницы - только совсем тяжелых».