Роскомнадзор по согласованию с Генпрокуратурой решил разблокировать мессенджер Telegram после двух лет формальной блокировки.
В сообщении пресс-службы ведомства говорится, что руководство Telegram выразило готовность противодействовать терроризму и экстремизму, взаимодействовать с российскими интернет-компаниями для оперативного пресечения распространения противоправной информации. Сюда относятся пропаганда экстремизма, суицида, наркотиков, детская порнография и так далее. В Роскомнадзоре такую позицию Павла Дурова оценили позитивно и посчитали возможным разблокировать мессенджер, который ранее отказался предоставить силовикам ключи дешифровки переписки, передает Накануне.RU.
Комментируя эту новость, политик, блогер Максим Шевченко в интервью «Свободной прессе» заявил, что видит два объяснения, почему РКН пошел на такой шаг.
Есть вероятность, что основатель Telegram Павел Дуров попросту договорился с силовиками и согласился на их условия. В таком случае народу никогда не расскажут о достигнутых договоренностях.
Вторая версия такова: несмотря на блокировку, аудитория Telegram в последние годы невероятно разрослась, включив в себя ряд чиновников и пресс-служб министерств, и власть решила прекратить бороться с ветряными мельницами.
Шевченко обратил внимание на присутствие в Telegram десятков провластных журналистов и экспертов, часть из которых, предположительно, финансируются Кремлем. То есть, в мессенджере появилась сеть провластных каналов, которая превратилась в действенный инструмент влияния.
По мнению Шевченко, когда президент Владимир Путин говорил, что власть узнала о катастрофе в Норильске из соцсетей, он наверняка имел ввиду каналы в Telegram.
Шевченко констатировал, что большинство пользователей не ощущали блокировки, потому как технически ее осуществить невозможно. В Иране это попытались сделать, но миллионы пользователей попросту стали заходить через VPN. В 2015 году в этой стране из-за блокировки вспыхнули беспорядки, и буквально через неделю «рахбар Ирана Имам Хаменеи, сказал, давайте потихоньку разблокировать».
«Иранские власти выглядеть дураками не хотят — а наши два года терпели на себе идиотский колпак. Поэтому я думаю, власть просто решила избавить себя от этого дурацкого положения. Это хорошо», - подытожил Шевченко.
Примирение не стало неожиданностью
Радиоведущий, публицист Армен Гаспарян высказал похожую точку зрения, назвав разблокировку ожидаемой. В беседе с ФАН Гаспарян констатировал, что Telegram сейчас стал «важной площадкой для выражения позиций по ключевым вопросам». Кроме того, по факту это крупный новостной ресурс, где известия и инсайды порой публикуются раньше, чем новостными агентствами.
Когда новостная повестка изначально стала транслироваться именно туда, стало понятно что до снятия ограничений остаются считанные недели. «Мы перестали обманывать сами себя: даже бывший глава Роскомнадзора Жаров пользовался Telegram. Согласитесь, это странно смотрелось», - сказал Гаспарян.
Он также выдвинул гипотезу, что Дуров мог пойти на некоторые уступки, признав за политикой Telegram «некоторые шероховатости». Возможно, не последнюю роль в сговорчивости Дурова сыграл его конфликт с крупными западными корпорациями.