Программа создания Национальной базы генетической информации может получить неожиданное расширение.
Ее реализация была инициирована в мае президентом РФ Владимиром Путиным. Разрабатывать и наполнять базу поручено Курчатовскому институту, глава которого 16 июня заверил, что собираемые данные о людях там будут носить обезличенных характер, хотя допустил, что в перспективе хранилище может стать основой для адресной медицины новой формации, учитывающей генетические особенности, предрасположенности каждого конкретного человека, что автоматически означает привязку информации о геноме к личности.
17 июня стало известно о предложении одного из депутатов Госдумы несколько усовершенствовать проект, организовав добровольный генетический скрининг граждан. С соответствующей инициативой обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину бывший спортсмен, а ныне член Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Алексей Воевода.
В письме на имя главы правительства он назвал генетический скрининг важной профилактической мерой, которая позволит оценить градацию общества по степени риска на случай новых биологических угроз. Это поспособствует сохранению рабочих мест и минимизирует человеческие и экономические потери.
«Пример с COVID-19 показал, что уже сегодня мы в состоянии с помощью ДНК определить людей, которые практически нечувствительны к вирусу», - пояснил Воевода (цитирует «Парламентская газета»).
Депутат добавил, что генетический код позволит усовершенствовать систему медицинского страхования, которая сможет опираться на особенности, «содержащихся в генетическом профиле, что максимально индивидуализирует и обеспечит лучшую персональную страховую поддержку».
По словам Воеводы, генетические данные позволят создать «методическую базу по выявлению и предотвращению генетических патологий». «Генетические исследования должны стать основой создания эффективной системы профессионального ориентирования населения, что позволит России не только занять, но и упрочить лидирующие позиции во многих областях и сферах деятельности государств», - продолжил парламентарий, допустив, что вдобавок ко всему было бы целесообразно создать индивидуальный генетический профиль каждого гражданина.
В заключение Воевода подчеркнул, что при реализации данной инициативы важно обратить внимание на проблему безопасности, чтобы исключить вероятность утечек информации.
Впрочем, он выразил уверенность, что скрининг будет осуществляться на государственном уровне с использованием отечественного программного обеспечения, то за сохранность данных можно не беспокоиться.
Мягконавязчивая вакцинация
Несмотря на то, что многие авторитетные ученые говорят о том, что на создание надежной вакцины, максимально исключающей побочные эффекты в среднем уходит 3-5 лет, ведущие страны мира отчитываются о том, что вакцина от коронавируса появится уже этой осенью.
Ранее академик Виталий Зверев отмечал, что вакцина сначала тестируется на мышах в течение полугода, чтобы выявить вероятную накопляющуюся токсичность. «Такие опыты проводятся на животных в течение полугода, не считая времени на морфологический анализ органов животных после забоя», - заявил Зверев в интервью порталу «Октагон» 19 мая.
Между тем, 17 июня в России начнутся клинические испытания вакцины производства Центра им. Гамалеи на добровольцах. Как заявил, министр здравоохранения Михаил Мурашко, испытания продлятся около 1,5 месяцев. Сейчас добровольцы находятся на изоляции, чтобы исключить заражение коронавирусом.
На фоне такой спешки из уст того же Мурашко, мэра Москвы Сергея Собянина и главы Роспотребнадзора Анны Поповой ранее неоднократно звучали заявления, что к нормальной жизни страна сможет вернуться после появления вакцины.
Официальные лица пока воздерживаются от высказываний, будет ли вакцинация добровольной. Однако тут примечательна история с тем, как в мае отдельные федеральные СМИ подали результаты опроса ВЦИОМ об отношении россиян к вакцинации.
ВЦИОМ тогда выяснил, что 70% граждан считают, что при появлении вакцины с доказанной эффективностью вакцинацию провести нужно. Однако эти же 70% на уточняющий вопрос, «если да, то на какой основе – обязательной или добровольной», указали второй вариант. 21% при этом четко ответил, что вакцинация должна быть обязательной. Тем не менее, некоторые (например, РИА Новости) подали данный результат, как подавляющую поддержку россиянами вакцинации с заголовками вроде «Россияне поддерживают вакцинацию от коронавируса, показал опрос».
Пример России – Украина
Пример, как тему навязанной медицины в виде условно обязательной вакцинации во всем мире продвигают путем обтекаемых, некатегоричных заявлений, сегодня подал президент Украины Владимир Зеленский.
В среду он прокомментировал появление электронной петиции «Не допустить принудительного тестирования и вакцинации», которая набрала 25 тысяч голосов. Зеленский заявил, что законодательство страны предусматривает обязанность заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. Как передает Накануне.RU, Зеленский сослался на то, что в прошлом году ВОЗ заблаговременно внесла в список «глобальных угроз человечеству» отказ от вакцинации, а сейчас мир столкнулся с «очередной глобальной угрозой - вспышкой коронавируса». Президент Украины прямо не сказал, что страна начнет принудительную вакцинацию, но заверил, что Киев будет выполнять рекомендации ВОЗ.
Говорить о том, как в России относятся к ВОЗ, излишне. В этом плане показательны официальные комментарии российского МИДа, а также спикера Совфеда Валентины Матвиенко к конфликту США с этой организацией, который закончился отказом Вашингтона финансировать ВОЗ.