Хочется обвинить, но доказательств нет: суд по делу MH17 забуксовал
Судебный процесс по делу о сбитом в небе над Донбассом MH17 закрутился вокруг технических деталей, тренд на обвинение России сохраняется, а неопровержимых доказательств по-прежнему нет.
Сейчас Окружной суд Гааги взял перерыв до 22 июня. С 8 по 10 июня в нем проходили заседания, на которых рассматривались технические аспекты произошедшего.
Портал Conflict Intelligence Team подводит общие итоги заседаний, судя по которым, существенных подвижек в расследовании до сих пор нет, а основная линия по-прежнему состоит в том, чтобы опровергнуть все российские данные и возложить вину на ополченцев ДНР.
Версия обвинения состоит в том, что россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Александр «Крот» Харченко якобы связаны с ГРУ ДНР и организовывали поставку на территорию Украины российской самоходной огневой установки «Бук».
Суд склоняется к мысли, что «Бук», из которого сбили MH17, принадлежал российской 53-й зенитной ракетной бригаде. Рассматривались версии гибели MH17 от взрыва на борту, от атаки истребителя или альтернативного «Буку» ПВО. Но все они отвергнуты судом. К примеру, никаких подтверждений гипотезы, будто бы в небе помимо MH17 был какой-либо другой летательный аппарат, нет. Кроме того, экспертиза обломков MH17 установила, что среди ракет «воздух-воздух» аналогичные повреждения могли нанести только ракеты Р-33, Р-37 и Р-40, которые украинские самолеты нести не в состоянии.
Следственная группа в ходе работы восстановила из обломков часть самолета, изучив отверстия от поражающих элементов. Это позволило составить примерную карту, откуда могла быть запущена ракета «Бука». Карта, как и следовало ожидать, абсолютно не согласуется с аналогичным исследованием «Алмаз-Антея», которое показало, что ракета могла быть запущена южнее села Зарощенское.
Рассматривалась также информация, согласно которой, ракета от «Бука» попала на Украину еще в 1987 году. Следователи на этот счет отмечают, что применительно к конкретной ракете, остатки которой были найдены в обломках MH17, эта логика не работает из-за расхождения в датах сборки. Ранее этот момент широко обсуждался после появления фотографий заводской маркировки на ракете. Код подробно разобрали, но выяснилось, что сочетание букв и цифр, обозначающих партию выпуска, не дают точной информации о дате изготовления ракеты. Дело в том, что такие коды содержатся в специальном журнале на производстве и порой используются по несколько раз.
Насчет мотивов сбития самолета следствие однозначного ответа не дает, лишь предполагая, что MH17 сбили по ошибке, ссылаясь на то, как «ДНР» испытывала острую потребность в ПВО на фоне действий украинской авиации.
Хотя обвинение до сих пор не установило личности непосредственных исполнителей (экипажа «Бука»), прокуроры полагают, что уже проведенного расследования достаточно для того, чтобы суд мог вынести решения по четверым обвиняемым.
Между тем, США по-прежнему отказываются предоставить данные со спутников, которые могли бы поставить точку в расследовании. Данные частного детектив из Германии Йозефа Реша, который более года назад обещал представить сенсацию о роли украинской стороны в инциденте, тоже пока не обнародованы.
Несмотря на все нестыковки и явное отсутствие достаточной информации, прокуратура Нидерландов считает, что следствие в целом дало убедительную картину случившегося и не видит препятствий для содержательного рассмотрения дела.