Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Нищета загнала россиян в режим продуктовой экономии

Кризис на фоне пандемии коронавируса постепенно заставляет россиян переходить на пресловутые «макарошки».

В мае на рынке продуктов питания доля низкого ценового сегмента выросла до 17,7%, тогда как среднегодовое значение обычно составляет 16,9%. Параллельно с этим доля премиального сегмента сократилась со средних 35,8% до 34,4% в мае. Об этом пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на исследования компании Nielsen.

По отдельным группам товаров ситуация еще более наглядная. Доля продаж самых дешевых макарон в среднем составляет 18,7% годовых. В период с 27 апреля по 24 мая показатель вырос до 22,8%. А в премиум сегменте ситуация диаметрально противоположная – падение с 37,1% до 33,7%. Майонез низкого ценового сегмента вырос в популярности с 7,3% до 9,5%. Шоколадные конфеты на развес стали покупать на 1,7% больше, тогда как продажи дорогих конфет упали с 30,8% до 28,7%.

Директор по работе с ритейлерами «Nielsen Россия» Константин Локтев рассказал, что 24% опрошенных потребителей пожаловались на сокращение доходов из-за пандемии коронавируса. Данное обстоятельство негативно скажется на краткосрочной и среднесрочной динамике продаж.

По словам Локтева, рост доли низкого ценового сегмента является далеко не единственным сигналом перехода граждан в режим экономии. Например, перед началом эпидемии коронавируса, когда люди бросились в магазины скупать продукты, доля продуктов питания повседневного спроса низкого ценового сегмента (FMCG) сократилась до 45% при средних показателях в районе 50%. То есть, в тот момент граждане еще надеялись на скорые улучшения и не особо были готовы экономить.

Однако в мае показатель вернулся к докризисному значению и наверняка в ближайшем будущем начнет расти. Об этом свидетельствуют оценки аналитиков, согласно которым, 30% покупателей в России стали чаще, чем до пандемии, искать в магазинах товары со скидками.

Константин Локтев напомнил, что ранее глава Минэкономики Максим Решетников оценил падение доходов россиян во втором квартале в 6%, а по итогам года министерство ожидает сокращение данного показателя на уровне 3,8%. По мнению Локтева, такая тенденция неминуемо скажется и на восприятии гражданами ценников.

Катализатором здесь станет еще и повышение цен. Так, 66% покупателей в последние месяцы стали замечать повышение цен, хотя по официальным данным средняя стоимость товаров в сетях почти не изменилась.

Как отметил старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов, в сложившейся обстановке есть и позитивный момент. Дело в том, что переход граждан на более дешевые продукты станет «стимулом для развития собственных торговых марок (СТМ) сетей», потому что потребители становятся менее требовательными к брендам.

Пора вводить продуктовые карточки

Обозреватель, журналист Юрий Пронько в комментарии к материалу «Коммерсанта» ключевой проблемой назвал падение доходов домохозяйств. Причем здесь речь идет не о статистике и сухих цифрах показателей торговли, а о выживании людей.

«Необходим не популизм или тупое игнорирование проблемы, а реальное стимулирование. На мой взгляд, перевод единоразовой (мы убедились, как она востребована населением) выплаты на детей до 18 лет в ежемесячный режим на время кризиса - реальный шаг стимулирования спроса и предложения. Кроме того, пора вводить food stamps (продуктовые талоны). Сколько можно трепать языками? Когда еще Минпромторг предложил эту идею (года четыре назад), но, даже сейчас, вопрос не сдвинулся. Да, есть проблема импортозамещения, но объёмы выделяемой помощи такова, что деньги пойдут отечественному производителю», - написал Пронько в своем Facebook.

Полная версия