Глава «Роснефти» Игорь Сечин решил расширить ареал деятельности компании, обратив внимание на газовые месторождения.
«Роснефть» совместно с BP сейчас разрабатывает Харампурское месторождение. У британской компании в проекте 49%. Месторождение довольно перспективное, однако добыча газа там осложняется удаленностью и суровыми климатическими условиями. Проект требует значительных инвестиций и закупок самого современного оборудования, из-за чего сейчас добывать там газ нерентабельно без налоговых послаблений. Об этом говорится в письме Игоря Сечина главе правительства Михаилу Мишустину от 23 марта, пишет агентство РБК, в распоряжении которого оказалась копия документа.
По словам главы «Роснефти», для развития добычи газа на Харампурском месторождении было бы целесообразно снизить ставку НДПИ, установив для нее коэффициент 0,21. Соответствующая льгота уже действует с 2013 года для других трудноизвлекаемых запасов газа компании (для туронских залежей).
По словам старшего директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрия Маринченко, предоставление льготы позволит «Роснефти» экономить порядка 500 рублей на 1 тысячу куб. м. газа при средней цене в 3,5 тысячи рублей за 1 тыс. куб. м.
Маринченко отметил, что без льгот проект с финансовой точки зрения не имеет смысла. Скорее, это задел на будущее, если верить прогнозам, будто газ после нынешнего кризиса начнет вытеснять с рынка нефть, как более экологичный вид топлива.
С другой стороны, даже с пониженным коэффициентом НДПИ государство все-таки будет получать кое-какие деньги с проекта.
Проблема в том, что предоставление льгот «Роснефти» может не понравиться «Газпрому», где наверняка обеспокоились еще тогда, когда в «Роснефти» объявили о планах к 2020 году начать добывать 100 млрд куб. м. газа в год («Газпром» ежегодно добывает 500 млрд куб. м).
Кроме того, «Роснефть» ранее пыталась получить права на экспорт газа. Так, в 2016 году она подписала меморандум с BP о поставках 7–20 млрд куб. м газа в Европу. Однако договор компании так и не заключили. Сейчас право экспорта есть только у «Газпрома».
Как заметил зам главного директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в целом государству должна быть выгодна поддержка таких проектов с заделом на отдаленное будущее. Но сейчас из-за катастрофического падения спроса на энергоресурсы объем инвестиций «Роснефти» ограничен.
Поэтому государство может предпочесть, чтобы компания направила свои усилия на другие, более выгодные проекты.
Не время поддерживать богатых
В сети пользователи идею поддержать проект «Роснефти» и британской компании за государственный счет раскритиковали. Так, пользователи «Двача» обратили внимание на условия работы малого и среднего бизнеса, с которым разговор короткий: «Невыгодно? Так и не работайте».
Кроме того, сейчас в государственной поддержке больше всего нуждаются простые граждане, которые во время режима самоизоляции в ряде случаев оказались под угрозой голода в своих квартирах, и могут вовсе не дождаться, когда газовое месторождение начнет приносить нормальную прибыль государства. Причем не факт, что эта прибыль дойдет до людей хоть в каком-то виде.
«Может просто снизить зарплату этому «эффективному» менеджеру?», - резюмировал «Двач», указав на самый распространенный вопрос пользователей.