Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Исследование показало катастрофический обвал спроса в России

Кризис, вызванный пандемией коронавируса, радикально скорректировал потребительскую активность россиян.

Общемировая проблема совпала с естественным снижением спроса в стране, вызванным продолжительным сокращением реальных доходов населения до кризиса.

Теперь же ситуация стала вовсе катастрофической. Снижение спроса затронуло 90% всех категорий продуктов и услуг, причем в ближайшие месяцы граждане намерены и дальше сокращать траты. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного BCG совместно с холдингом «Ромир».

В ближайшие шесть месяцев сокращения расходов ожидают 15% потребителей. Россия по этому показателю заняла третий результат после Италии (18%), и США (16%).

Оптимизация покупок ожидается практически во всех сегментах. 15% респондентов заявили, что сократят расходы на бакалею, 16% - на замороженные продукты и консервы, 28% - на алкоголь.

В X5 Retail Group отмечают, что в первую очередь ожидается падения спроса на те продукты, которые перед началом кризиса россияне закупили впрок. Наиболее устойчивый спрос ожидается в позициях fresh (свежие, скоропортящиеся продукты).

На одежде и обуви в течение полугода планируют сэкономить 19–37% участников опроса. Относительно этого пункта исследования президент Baon Илья Ярошенко в беседе с журналистами издания «КоммерсантЪ» спрогнозировал, что спрос может частично восстановиться ближе к осени, когда люди начнут покупать теплые вещи на зиму. Впрочем, многие наверняка пересмотрят свой подход к таким покупкам и, как минимум, не будут покупать одежду и обувь в том количестве, как раньше.

25% россиян намерены сократить расходы на ювелирные изделия, 29% — на парфюмерию, 34% — на мебель, 35–37% — на электронику и бытовую технику.

По части бытовой техники сокращение спроса простимулировано не только снижением покупательской способности населения, но и закрытием магазинов на карантин.

Однако физическое закрытие магазинов в административном порядке не является ключевым фактором, определившим динамику спроса. Как показало исследование, потребители стали меньше тратить во всех каналах продаж, включая онлайн.

Например, с началом эпидемии многие рестораны перешли на «антикризисный» вариант работы, кооперируясь с сервисами доставки еды на дом. Но и здесь перспективы довольно пессимистичные: 34% опрошенных заявили, что планируют экономить на доставке еды.

Между тем, в «Яндекс.Еде» фиксируется обратная тенденция – прирост новых пользователей увеличился в четыре раза. Аналогичная обстановка в Delivery Club. Расходы на досуг в виде посещения кинотеатров, концертов намерены сократить 39–43% опрошенных.

Восстановление спроса в 2020 году не предвидится

Старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин в беседе с «Ъ» отметил, что без увеличения реальных доходов населения спрос не восстановится. Ориентировочно, ожидать появление денег в кошельках граждан можно не раньше второй половины 2021 года.

Причем это самый оптимистичный сценарий, предполагающий, что после пандемии государство активно включится в реанимацию реального сектора экономики, решение проблемы безработицы и так далее.

Усредненный сценарий предсказывает восстановление спроса к докризисному уровню в течение трех лет, заключил Скрябин.

Россияне будут экономить

Экономист Василий Колташов полагает, что в сложившихся условиях граждане РФ рационализируют свое поведение. Они откажутся от лишних трат и демонстративного поведения.

По словам эксперта, людей ждет возвращение к протестантской этике, сводящейся к жизни по средствам. Люди будут отказываться от того, что им не по карману, будут учиться экономить и сберегать. Из-за этого уже летом просядет рынок одежды, затем - рынок недвижимости.

Колташов отметил, что в застой нужно приобретать ценные бумаги и предприятия, если люди к этому подготовились. Но обычно таких насчитывается не больше 2%. Остальные должны тратить деньги рационально, начать откладывать, научиться планировать бюджет, резервировать средства, отказаться от жизни от зарплаты до зарплаты даже при небольших доходах.

Идея о том, что нужно потреблять больше, чем зарабатываешь, потерпела крах. Пока учиться грамотно распоряжаться деньгами, подчеркнул собеседник ФАН.

Полная версия