В Москве новая система контроля соблюдения режима самоизоляции через специальные пропуска проходит этап «обкатки».
В первый день проверки пропусков в московском метро образовались очереди, на которые пришлось реагировать мэру столицы Сергею Собянину. На дорогах также сформировались пробки из-за выборочной проверки водителей.
Помимо полиции к проверке разрешительных документов также планируется привлечь таксистов. Дело в том, что для поездки по городу на такси гражданину также требуется пропуск, а везти человека без него таксистам не разрешается.
В этой связи указом мэра Москвы таксистам предписано проверять пассажиров. В пресс-службе Дептранса в четверг сообщили, что к системе «Помощник Москвы» подключились более десяти тысяч таксистов.
Ведомство призвало водителей активнее подключаться к проверке. «Функционал новый, но нам нужна ваша помощь в борьбе с пандемией», - обратился Дептранс к таксистам.
В свою очередь московский профсоюз таксистов к идее помочь полиции отнесся скептически. Председатель профсоюза Николай Кодолов рассказал, что объединение направило главе Дептранса Максиму Ликсутову письмо, в котором говорится, что у водителей нет доступа к базам данных, чтобы проверить пропуск, приложение «Помощник Москвы» работает нестабильно.
Кроме того, у таксистов нет полномочий проверять чьи-либо документы, как у полиции.
Профсоюз также попросил у департамента предоставить четкие инструкции, как действовать и на основании каких законов или распоряжений.
Неразбериха с пропусками всех озадачила
Комментируя ситуацию с пропусками, блогер, обозреватель Анатолий Несмиян заметил несколько слабых мест внедренной системы, которые в перспективе могут стать проблемой для горожан.
Пропуска выдают в заявительном порядке. Для этого необходимо заполнить специальную форму на сайте мэрии, куда вносятся личные данные. За день до начала проверок пропусков сообщалось, что почти миллион уже выданных документов пришлось аннулировать. То есть, пропуск теоретически може стать недействительным, когда человек уже отправился по своим делам, а неприятное обстоятельство выяснится уже при проверке.
Тут возникает вопрос, насколько надежной будет система оповещения человека об аннулировании пропуска.
– С одной стороны, это уже откровенный бизнес - у любого по любым основаниям можно отзывать разрешение и превращать человека в удойный ресурс для выкачки с него штрафов, – пояснил Несмиян.
Он подчеркнул, что в отсутствие внятных разъяснений, как не получить штраф в процессе пользования пропусками, система контроля становится «дополнительным фактором хаотизации». Помимо прочего, это еще и «фактор роста социальной напряженности», заключил обозреватель.