Консервировать скважины или сливать нефть в ямы: кризис готовит России тяжелый выбор
Ведущие страны-экспортеры нефти будут решать вопрос, как спасать рынок в условиях катастрофически упавшего спроса на предстоящей 9 апреля конференции ОПЕК+.
Если США, Саудовской Аравии и России удастся договориться о сокращении добычи, страны в лучшем случае смогут «ужаться» на 10 млн баррелей в сутки каждая.
Есть вероятность, что подписать соглашение вовсе не получится, учитывая слухи о планах саудитов потребовать от России сократить добычу больше всех. 7 апреля издание Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщило, будто Эр-Рияд намерен предъявить претензии Москве из-за сорванной 6 марта сделки.
Эти претензии Саудовская Аравия может увенчать требованием в дополнение 10 млн баррелей сократить еще 1,5 млн баррелей в сутки, которые и стали причиной разногласий и развала сделки ОПЕК+.
Кроме того, источники агентства сообщили: Москва рассчитывает, что квоты будут применяться исходя из среднего объема добычи за первый квартал этого года, тогда как Эр-Рияд предлагает рассчитывать квоту на основании текущих уровней, уже после того как страны ОПЕК нарастили добычу. Саудиты с тех пор увеличили объем добычи с 9,8 до 12,3 баррелей в сутки, Россия же сохранила его на уровне 11,3 миллиона баррелей.
Впрочем, даже сверхуспешное соглашение о сокращении добычи вряд ли приведет к заметным результатам. Реанимировать спрос в сжатые сроки не получится. Об этом на своей странице в Facebook написал обозреватель Анатолий Несмиян.
– Если в начале 2020 года запасы нефти оценивались в 100 млн баррелей, то сейчас они составляют примерно 1,4 млрд баррелей - то есть, выросли в 14 раз. Если не учитывать мартовское повышение добычи нефти арабскими странами, то можно расчетным путем установить: в среднем ежедневное превышение предложения над спросом в течение этого года составило примерно 13 млн баррелей, – посчитал Несмиян.
Тем временем, Китай справился с коронавирусом и сумел добиться оживления экономики до 85 процентов от докризисной. На большее КНР рассчитывать не может, так как необходимо дождаться восстановления рынков США и ЕС. Когда это случится, пока непонятно.
Спрос в ближайшие месяцы продолжит сокращаться, а быстрого его восстановления после завершения пандемии не предвидится. Таким образом, переполнение хранилищ продолжится, а сделка ОПЕК+ лишь незначительно замедлит процесс.
Восстановить спрос поможет только завершение пандемии, но это может случиться очень нескоро. Дело в том, что при отсутствии лекарства эпидемия пойдет на спад лишь тогда, когда переболеет не менее половины популяции. Вакцину можно ждать еще год, а карантин лишь позволяет «растянуть эпидемию по времени, снизить нагрузку».
– Но такой подход спасет жизни, убив при этом экономику. Замкнутый круг, – посетовал эксперт.
В этом свете добровольного или принудительного снижения добычи нефти отдельными игроками не избежать.
– Для России сокращение будет означать, что выработанные и трудноизвлекаемые месторождения будут фактически потеряны. Восстановить их будет практически невозможно, – отметил Несмиян, предупредив, что в противном случае нефть попросту некуда будет деть.
Он заключил, что «в определенном смысле Россия постепенно становится Венесуэлой».