«Враг» идет с Запада: правительство запретом защитит Россию от дешевого бензина
Правительство России планирует встать на защиту системы поддержания высоких цен на топливо внутри страны, которая оказалась в опасности.
«Враг» по традиции наступает с Запада. Это дешевый бензин из Евросоюза, потерявший в цене вслед за нефтью. В России же стоимость топлива на фоне падения цен на бензин в два раза практически не изменилась благодаря демпфирующему механизму.
Его назначение стабилизировать топливные цены в случае резких скачков на мировом рынке нефти. Когда нефть дорожает, государство компенсирует нефтяникам убытки за то, что они не поднимают цены на бензин внутри страны. Сейчас нефть подешевела, и уже нефтяники вынуждены платить государству.
Пока нефтяные компании и ебителя бензин остается стабильно дорогим. В начале марта министр энеправительство разбираются, кто кому и за что платит, для рядового потрргетики Александр Новак предупредил граждан, что бензин в стране дешевле не станет, а наоборот подорожает – благо, не выше уровня инфляции.
Тем временем, в ЕС рынок топлива на дешевеющую нефть отреагировал падением цен на заправках. Кроме того, российский же бензин, отправляемый на экспорт, оказался дешевле, чем тот, который остается на родине. 6 апреля нетбэк (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и налогов) на АИ-92 составил 25,7 тысячи рублей за тонну, а в России оптовая цена — 38,8 тысячи рублей за тонну, сообщает РБК со ссылкой на данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи.
В таких условиях возникла опасность импорта зарубежного дешевого бензина в Россию. Отечественным НПЗ сейчас и так приходится довольно трудно, а если внутренний рынок заполонит заграничный бензин, им придется значительно снижать нагрузки.
Выход из сложившейся ситуации нашли в Минэнерго, предложив попросту запретить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок. Об этом РБК узнал от одного из участников топливного рынка. Информацию подтвердили три федеральных чиновника. Идею также поддержал профильный вице-премьер Юрий Борисов, хотя от его представителей получить комментарии не удалось.
Как ожидается, запрет будет введен в самое ближайшее время, в апреле. Мера временная и пока рассчитана до сентября 2020 года, так как именно до осени ожидается сохранение низких цен на рынке нефти, полагают в Минэнерго.
Гендиректор «Аналитики товарных рынков» Михаил Турукалов инициативу министерства раскритиковал, подчеркнув, что такое решение нанесет ущерб российским потребителям и усилит монополию нефтяных компаний на внутреннем рынке. По его словам, правильнее было бы скорректировать демпфер, ставший главной причиной «рыночного перекоса».
Того же мнения придерживаются многие аналитики, эксперты, обозреватели. Однако в Минфине править демпфер не спешат, заявляя, что этот вопрос пока не рассматривается.
Вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев дешевое топливо назвал «благом как для независимых сетей, так и для потребителей». Но тут есть один аспект – запрет импорта может поддержать нефтеперерабатывающие заводы в России. Если нанести еще один удар по НПЗ, то страна в перспективе может оказаться в зависимости от импортного топлива.
В пример он привел Украину, которая за отсутствием достаточного количества собственных НПЗ сейчас переплачивает до 40% за среднеевропейскую оптовую цену на топливо. «Поэтому преждевременно говорить о запрете как о попытке заставить потребителя платить больше», — резюмировал Гусев.
Законы рынка в России еще работают?
Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков в комментарии к инициативе Минэнерго, объяснил ее необходимость тем, что во всем мире спрос на нефтепродукты резко упал. По самым оптимистичным оценкам, сокращение потребления составило 10-15%.
Это привело к дисбалансу на рынках. Возникли сложности «с реализацией той продукции, которую производят наши нефтеперерабатывающие предприятия», пояснил Аксаков.
В заключение он заверил, что в результате запрета цены на российских АЗС не вырастут. «Учитывая, что предложение превышает спрос, цена в этой ситуации не должна расти, по закону рынка», — сказал Аксаков в интервью iReactor.