Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Хазин: «Если введут электронный концлагерь, ситуация станет невыносимой»

Ведение системы специальных пропусков для выхода на улицу во время карантина может обернуться дополнительными техническими сложностями.

В минувшее воскресенье мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что в скором времени москвичам для выхода на улицу понадобятся пропуска. Он не стал уточнять, как будет работать эта система, призвав дождаться, когда опубликуют акт правительства Москвы, где все детали будут подробно разъяснены.

Ранее издание «Медуза» предположило, что система контроля за передвижением граждан будет организована через выдачу людям QR-кодов. Для их получения якобы придется зарегистрироваться на специальном сайте, распечатать год, а затем предъявлять его по требованию правоохранителей.

Портал Znak.com со ссылкой на сайт covid19.tatarstan.ru пишет, что в Татарстане будто бы уже начали вводить систему QR-кодов.

Ее работу издание описывает так: «Для получения пропуска на выход из дома нужно зарегистрироваться в специальном сервисе, указав паспортные данные и адрес проживания. В ответ на обращение граждане получат SMS с уникальным кодом регистрации места самоизоляции». Код позволит в случае проверки оперативно идентифицировать личность человека и установить место жительства. В день можно получить не более двух кодов. Код действует в течение 60 минут.

Подводные камни системы мониторинга

Экономист Михаил Хазин в комментарии к статье ИА «Аврора» о денежных накоплениях россиян в период эпидемии коронавируса отметил, что сейчас многие граждане могут столкнуться с потерей работы, а денег в автономном режиме самоизоляции у большинства хватит от силы на пару месяцев.

Здесь очень кстати будут увеличенные пособия по безработице. Однако сама система QR-кодов может быть чревата некоторыми проблемами.

– Чиновники реально не понимают, что они миллионы людей лишают средств к существованию, поскольку им в принципе недоступно понимание того, как люди живут. Путин своими обращениями часть проблемы исправил, но только часть, поскольку чиновники всё равно работать отказываются, требуют инструкции (писать и согласовывать которые недели нужны) и создают людям серьёзные проблемы, – написал Хазин.

Он допустил, что если введение кодов-пропусков действительно рассматривается властями в качестве одной из мер, то непонятно, как исключить вероятные ошибки, когда работников (продавцов в магазинах), к примеру, «не пустят из-за сбоев электронной системы».

Такие моменты следует продумать заранее и исключить вероятность подобных ошибок, подчеркнул Хазин.

«В общем, я думаю, что к концу недели, когда (и если) они введут электронный концлагерь, ситуация станет совсем невыносимой. Впрочем, я сомневаюсь, что они сумеют именно на этой недели ввести концлагерь, слишком много чего нужно отладить и узаконить. Думаю, что максимум чего они смогут - это ввести его к середине следующей недели», - добавил Хазин.

Коронавирус закончится, а тотальная слежка останется

Похожими опасениями поделился политик Дмитрий Гудков. Он назвал «адом» идею повсеместное внедрения электроники, которая будет контролировать каждый шаг человека, его местоположение в реальном времени и так далее.

Гудков заметил, что спецпропуска также следует предусмотреть для чиновников, депутатов, силовиков, потому как вирус опасен для всех, вне зависимости от социального положения, характера работы и так далее.

Гудков обратил внимание на очень непривлекательный опыт Китая по созданию резервации для перевоспитания уйгуров, социальных рейтингов, «когда хоть кредит, хоть устройство на работу, хоть получение загранпаспорта» зависит от того, насколько человек законопослушен, как трудоустроен и так далее.

По словам политика, коронавирус – это не повод, чтобы создавать подобные системы социального контроля.

Полная версия