Эксперт объяснил механизм обмана россиян с оплатой нерабочей недели
В Минтруда дали пояснения, как россиянам будут оплачивать предстоящую нерабочую неделю.
Рекомендации работникам и работодателям опубликованы на официальном сайте министерства.
В разъяснениях ведомство пишет, что наличие в марте-апреле выходных дней не является основанием для снижения зарплат. При этом оплату должны произвести в обычном, а не повышенном, размере, поскольку нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням.
Если время нерабочей недели совпало с отпуском работника, то период с 30 марта по 3 апреля число дней отпуска не включается.
Минтруд также представил перечень организаций и ведомств, на которые режим нерабочей недели не распространяется.
Продолжат работу: аптеки, банки, транспорт, сотрудники социальных фондов, включая ПФР, ФСС и Фонд ОМС, структуры жизнеобеспечения.
Миллионы россиян остались за бортом Ковчега
Экономист Никита Кричевский в комментарии к рекомендациям Минтруда заметил, что настоятельный призыв платить отдыхающим сотрудникам обычные зарплаты найдет отклик в государственных компаниях, крупных фирмах, которые могут позволить себе такие траты без угрозы обанкротиться.
В сфере услуг большинство работает на сдельной основе, и тут есть свои подводные камни, позволяющие работодателям формально соблюсти рекомендации государства и при этом заплатить сотрудникам копейки.
Дело в том, что в рекомендациях Минтруда есть такие слова: «...Работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя».
Кричевский пояснил, что нормативный акт – это распоряжение руководства фирмы, компании, подписанное директором. «По нему работник на сдельной системе может легко получить не среднесдельную или среднедневную оплату за свой труд, а оплату в размере 1/23 МРОТ». По России МРОТ составляет 12,1 тысячи рублей, по Москве – 20 тысяч.
Учитывая, что со следующей недели страна уходит на каникулы, пятница – последний день, когда есть смысл поинтересоваться у работодателя, сколько будет начислено зарплаты в предстоящие нерабочие дни.
«В общем, все, кто на сдельной, а таких большинство в сфере услуг, поинтересуйтесь, сколько вы получите за эти дни. Расчёт будет сделан сегодня, поскольку завтра банки не работают и платежи в фонды не отправить. А потом «каникулы», плавно перетекающие в апрель (есть вероятность, что и в май)», - заключил Кричевский, напоследок обратив внимание на то, что 27 марта документ на сайте Минтруда вдруг стал недоступен.
«Опять кто-то кого-то не понял», - предположил Кричевский.
Параллельная реальность, где «все будет хорошо»
В последние годы чиновники всех уровней много говорили о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, подчеркивая важность МСП в обеспечении экономического роста. Однако, политика (начиная с 90-х) государства по уходу из значимых отраслей, оставляемых на откуп частникам, в социальном плане выглядит как негласный призыв к людям: «Хотите жить более-менее достойно? – Крутитесь, как можете. Открывайте бизнес». Собственно, этот призыв однажды уже прозвучал на официальном уровне, когда Дмитрий Медведев посоветовал учителям заниматься предпринимательством.
С эпидемией коронавируса и надвигающимся кризисом выяснилось, что выстраиваемая таким образом экономика оказалась на фундаменте из песка, который вдруг стал стремительно расползаться, оставив каркас из сырьевых госкомпаний, которые, кстати, тоже чувствуют себя не очень хорошо.
В такой ситуации показательным выглядит оптимизм властей, все еще рассчитывающих на запас прочности малого и среднего бизнеса. Например, первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский в интервью ТАСС в пятницу выразил надежду, что бизнес и частные компании найдут возможность отпустить работников домой на выходную неделю и платить им прежнюю зарплату.
«Я считаю, что бизнес найдет такие возможности (отпустить работников домой), тем более, все равно платить надо, например, тем, кто работает на удаленке. Главная цель - сохранить коллективы», – сказал Рязанский, признав, что бизнес сейчас оказался в крайне сложном положении.