Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Греф проговорился о появлении в России тотального контроля за сбережениями граждан

Анонсированный налог на проценты по банковским вкладам с подачи Антона Силуанова и Германа Грефа стал «обрастать» новыми пикантными подробностями, свидетельствующими о подготовке серьезной реорганизации работы банковского сектора.

Инициатива президента России Владимира Путина обложить 13-порцентным налогом вклады россиян, превышающие 1 млн рублей, вызвала неоднозначную реакцию.

Общий посыл обращения главы государства к гражданам был выдержан в духе левого разворота, установления новых социальных гарантий и выстраивания более справедливой системы налогообложения, по крайней мере, по части деофшоризации.

Идея пополнять бюджет за счет вкладчиков, кто смог накопить и положить в банк миллион рублей многим экспертам показалась сомнительной. Дело в том, что вклад на сумму в районе 1 млн – не настолько редкое явление, якобы характерное для очень узкой прослойки «особо богатых граждан».

Кстати, эту мысль 26 марта продвигали отдельные СМИ и эксперты. Например, РБК со ссылкой на данные АСВ сообщило, что к 1 марта 2020 года в России открыто 594 млн счетов по учету застрахованных вкладов 231 млн физлиц, включая ИП.

Количество счетов по учету застрахованных вкладов с остатками свыше 1 млн рублей составляет 5,9 млн. Это 1% количества всех счетов с общей суммой средств 17,95 трлн рублей. То есть, нововведение по этим данным может коснуться максимум 1% граждан.

Экономический обозреватель «Царьграда» Юрий Пронько в своем Facebook также выдвинул гипотезу о том, что в России не так уж много состоятельных лиц, которые могут позволить себе роскошь в виде миллиона.

«Модальная (получает абсолютное большинство российского населения) составляет ₽23,5 тыс в месяц. Откуда сбережения в ₽1 млн? Две трети российских семей - 65% - не имеют никаких сбережений (РБК, май 2019 г). Откуда вой по поводу миллионных депозитов?», - задался вопросами Пронько.

Прогноз о том, что налог затронет лишь 1% богатых «миллионеров» сделал теле- радиоведущий Владимир Соловьев. «Изучил вопрос глубже, действительно, счетов у вкладчиков, которых может затронуть введение налога на доход, всего 1%. Это тот 1% счетов, на которых вклады свыше 1 млн рублей. В деньгах, исходя из статистики, на этих счетах находятся 57% от общего объема средств населения в банках», - написал он в своем Telegram.

Почему люди недовольны?

Если исходить из допущения, что в стране все-таки есть средний класс, не тот, который живет на 17 тысяч рублей в месяц, а тот, который может себе позволить копить на квартиру, или машину бюджетного сегмента (где цены давно превысили 1 млн рублей), то вклады свыше миллиона – это отнюдь не показатель большого богатства.

Кроме того, для многих граждан положить в банк тот же миллион под нынешние 5% годовых и ежегодно получать дополнительные 50 тысяч – неплохой шанс самостоятельно обеспечить себе фактически 13-ю зарплату.

Помимо перечисленного эксперты также говорят о снижении инвестиционной привлекательности России и возможном бегстве вкладчиков. Так, экономист Сергей Хестанов в интервью ИА Красная Весна заявил: «Сам по себе — налог не очень велик, и при нынешних ставках — составит около 0,7%. Тем не менее, этот налог снизит инвестиционную привлекательность России в целом и усилит отток капитала».

Как Силуанов и Греф бросились успокаивать россиян

В четверг министр финансов Антон Силуанов в интервью РБК сообщил, что налог на процентные доходы будет введен только с 2021 года, и новая мера не коснется процентных доходов, полученных в 2020 году.

Таким образом, налог за 2021 год будет удержан только в 2022 году (хотя сама по себе мера формально экстренная и призвана смягчить кризис на фоне эпидемии коронавируса).

На этот счет Силуанов указал на долговременный характер изменений налоговой политики, сославшись, что «практика налогообложения процентов по вкладам существует в большинстве стран мира».

Немногим позже глава Сбербанка Герман Греф тоже дал пояснения по налогу. «Подлежит налогообложению процентный доход с суммарной величины (вкладов) человека во всех банках на сумму свыше 1 млн рублей», - говорится в письме Грефа, опубликованном пресс-службой Сбербанка.

Затем, в эфире телеканала РБК Греф дал дополнительное уточнение: «Облагается ваш доход, получаемый по всем вашим вкладам. Не каждый вклад отдельно, а совокупность ваших вкладов, поэтому нет смысла дробить ваши вклады».

Банки превращают в стеклянный домик

Согласно статье 26 (банковская тайна) ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитные организации обязаны предоставлять справки о счетах вкладчиков по требованию судей, судебных приставов, СК, ФНС и так далее. Однако нет никакой единой базы данных, куда бы банки в автоматическом режиме «сливали» ведения о счетах клиентов.

То есть, речь идет о создании системы мониторинга всех сбережений граждан, с которых они посредством банков получают пассивный доход.

Глава ВТБ Андрей Костин через пресс-службу банка по этому поводу отметил, что механизм администрирования налога на процентный доход еще будет прорабатываться. Проблема в том, что закон о банковской тайне не позволяет обмениваться банкам персональными данными. «Но такая информация (о депозитах) может, конечно, концентрироваться в том числе в налоговых органах», - допустил Костин (цитирует ТАСС).

Общий вывод о происходящем сделали авторы Telegram-канала «Методичка»: «Теперь всё встало на свои места: воспользовавшись всеобщим смятением под видом новых поборов нам продали систему тотального банковского финмониторинга».

Полная версия