«Это порочная система»: депутат Аксаков о дорожающем бензине
В России пора менять систему налогообложения, при которой ценообразование на бензин оказалось полностью оторвано от выстраиваемой рыночной системы.
В то время, как президент США Дональд Трамп на фоне кризиса поспешил обрадовать американских граждан известием о дешевом бензине на заправках, в России на уровне министров звучат заявления о том, что бензин в лучшем случае не будет дорожать.
О неизменности цен на бензин ранее заявил министр энергетики России Александр Новак. Он объяснил это тем, что в налоговой системе России работает специальный демпфирующий механизм, который позволяет нивелировать изменение цен на мировых рынках в стоимости топлива.
Аналогичное заявление 11 марта сделал замминистра финансов Алексей Сазанов. «Я не думаю, что будет снижение цен на бензин. Но расти они не должны, это точно», - цитирует чиновника ТАСС.
Председатель комитета Государственной думы России по финансовым рынкам Анатолий Аксаков в интервью iReactor напомнил, что проблема неспособного дешеветь бензина заключается в том, что большую долю в его стоимости занимают акцизы и налоги.
Фактически это элемент командно-административной системы, сохранившийся в России с тех пор как страна встала на рельсы рыночной экономики.
На сегодняшний день «ценообразование на нефтепродукты не связано со спросом и предложением». Существующая система налогообложения такова, что конечная цена бензина практически не зависит от цен на нефть, издержек производства и так далее.
«Я считаю, что это порочная система, и ее нужно переделать. К сожалению, у нас система не рыночная, а административно-определенная, и поскольку налоги не меняются, то и цены не должны», — подчеркнул Аксаков.
По его словам, в России пора вносить коррективы в налогообложение. По-хорошему, «цены на нефтепродукты должны быть равны внешним минус пошлины», пояснил депутат.
Читайте также
Налогообложение должно быть более гибким. Это же касается пошлин. Например, если мировые цены на нефть снижаются, нужно снижать вывозные пошлины, чтобы можно было поставлять сырье на внешние рынки без ущерба конкурентоспособности отрасли. Но с другой стороны, внутренние цены должны определяться балансом спроса и предложения, резюмировал собеседник iReactor.
Напомним, в России сейчас осуществляется так называемый налоговый маневр, который предполагает постепенное обнуление экспортных пошлин на нефть, которое должно компенсироваться повышением налога на добычу ископаемых. Такой подход делает невыгодной переработку нефти внутри страны, и компании вынуждены компенсировать потери за счет продажи бензина и дизтоплива на внешние рынки.
Теоретически, выстраиваемая модель направлена на выравнивание стоимости бензина в России и странах Запада по аналогии с законом о «сообщающихся сосудах». Единственным препятствием для этого выступает тот самый демпфирующий механизм, который позволяет сдерживать рост цен в рамках инфляции.