Опасения экспертов насчет того, что пандемия коронавируса может стать спусковым крючком для начала глобального экономического кризиса, начинают оправдываться.
Одна из стран Евросоюза 11 марта официально объявила о начале экономического кризиса. Министр финансов Эстонии Мартин Хельме в среду сообщил, что экономическое положение дел в стране представляется еще более тяжелым, чем это было в 2008 году во время ипотечного кризиса в США, негативно отразившегося на всем остальном мире.
«Балансы предприятий резко сократятся, а банки начнут отзывать кредиты или требовать дополнительное обеспечение. Предприятия, которые финансируют себя выпуском облигаций, больше не смогут это делать», - заявил Хельме (цитирует Интерфакс со ссылкой на материалы национальной телерадиовещательной компании Эстонии ERR).
Министр посетовал, что экономическая обстановка в мире и в Эстонии в частности такова, что прогнозировать что-либо с перспективой на месяц и более практически невозможно.
Ситуация настолько быстро меняется, что в «европейском контексте» горизонт планирования сокращается до двух недель. «Такой плохой видимости, как сейчас, в экономике, у нас никогда не было», - подчеркнул Хельме.
Он обратил внимание на тот факт, что в 2008 году долговая нагрузка у стран была значительно меньшей. Кроме того, сейчас вырос уровень безработицы, снизилась конкурентоспособность.
В 2008 году экономисты уверяли, что кризис будет протекать в виде «плавного падения», однако на деле долговой пузырь в один миг «оглушительно лопнул». Нечто подобное может произойти и сейчас, уверен Хельме.
Эстонский министр заключил, что правительство страны пока не станет прибегать к сокращению бюджетных расходов. Такой шаг, по мнению Хельме, только ускорит спад.
АКРА предупреждает о предкризисной обстановке в России
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) 11 марта опубликовало результаты расчетов индекса финансового стресса в России.
Итоговая цифра оказалась на уровне, соответствующем состоянию, близкому к кризису. Индекс финансового стресса составил 3,12 пункта, тогда как критическое значение - 2,5 пункта. Об этом сообщается на сайте агентства.
В числе главных негативных факторов АКРА указало на эпидемию коронавируса и падение спроса на нефть, спровоцировавшее резкое снижение ее цены. Вслед за подешевевшей нефтью начал падать рубль, что приведет к подорожанию целого ряда импортируемых товаров.
Впрочем, как отмечает АКРА, угрожающий индекс вовсе не означает скатывание в кризис, а лишь свидетельствует о повышенной вероятности такого сценария. Например, в 2016 году индекс стресса тоже превысил отметку в 2,5 пункта, но финансовый кризис так и не наступил.
Между тем, в Банке России утверждают, что финансовая система России сохраняет устойчивость к колебаниям на рынках. Во вторник первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева в эфире телеканала «Россия 24» заявила: «Сейчас на рынке нет откровенно слабых банков. Банки накопили запасы и капитала, и ликвидности. Анализ показывает, что система должна быть устойчивой».
Юдаева также заявила о существенно увеличенном уровне устойчивости на макроэкономическом уровне, указав на сильные стороны экономики России: низкую инфляцию, незначительные долги государства и наличие внушительных золотовалютных запасов.