Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

ОПЕК+ предложила России «горькую пилюлю» от кризиса

На фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Россия оказалась перед непростым выбором.

6 марта цены на нефть упали до минимума с июля 2017 года. Стоимость барреля марки Brent опустилась до $48. Спрос на нефть продолжает падать из-за сокращения пассажирских и грузовых перевозок. Падение спроса идет и на уровне простых автолюбителей. В Китае за несколько недель спрос рухнул на четверть.

До тех пор, пока ситуация с коронавирусом продолжает ухудшаться, а вакцины пока не предвидится, нефть наверняка продолжит падение на радость американским любителям мощных пикапов и к горю бюджета РФ.

Как отметил инвестбанкир, аналитик Евгений Коган, Россию в принципе устраивает цена на нефть в районе $40-45 за баррель. «Бюджет у нас профицитный, экспортеры только выиграют от дальнейшего ослабления рубля, которые неминуемо произойдет, если РФ откажется от сделки ОПЕК+ (по снижению добычи).

Вместе с нефтью падает и рубль. В пятницу курс доллара поднялся выше 68 рублей впервые с января 2019 года. На торгах Московской биржи евро вырос до 77 рублей. Эксперты отмечают, что рубль усиливает падение на фоне бегства инвесторов от риска на мировых рынках. По словам Когана, такими темпами стоит быть готовым к рублю по 68-68,5 за доллар.

Российские биржевые индексы ускорили снижение на Московской бирже. Так, индекс РТС упал на 5,6%, до 1250,4 пункта, свидетельствую данные торговой площадки на 13:47 мск. В пике снижения значение индекса доходило до отметки в 1243,87 пункта. Индекс Мосбиржи теряет около 4,3% и находится на уровне 2695,34 пункта, пишет Finanz.

В такой ситуации у властей РФ есть соблазн погасить влияние кризисных факторов на экономику, согласившись на предложение ОПЕК+ о снижении добычи до 1,5 млн баррелей в день. Этот вопрос решится в течение 6 марта на заседании комитета ОПЕК+.

«Россия упирается и не желает сокращать добычу, дабы не потерять свою долю рынка в долгосрочном плане и не уступить ее американским «сланцевикам». Если РФ немного «поломается» и в итоге присоединится к всеобщему соглашению, цена на нефть может подрасти. Если же позиция РФ останется непреклонной, боюсь, нас ждет очередной обвал на рынке черного золота», - пояснил Коган.

С другой стороны, при падении нефти, и, соответственно, рубля, скорее всего, начнется массовый выход иностранных инвесторов из российского долга: ОФЗ могут здорово просесть, добавил эксперт.

Коган напомнил, что за отказ от сокращения добычи нефти в рамках ОПЕК последовательно выступает глава «Роснефти» Игорь Сечин, который неоднократно указывал, что США, не связанные обязательствами с ОПЕК+, продолжают наращивать добычу, захватывая мировой рынок нефти, пока остальные игроки фактически добровольно сдают позиции ради удержания цен.

Для временной стабилизации рынка этот инструмент годится, но в перспективе за него придется дорого заплатить, когда вдруг окажется, что США стали ведущим поставщиком нефти на рынок.

Если Россия сделает выбор в пользу сохранения позиций на рынке и откажется от сокращения добычи, рубль наверняка останется на уровне 67-68 за доллар, хотя краткосрочно возможны скачки до 69-70 за доллар.

Что касается нефти, то здесь многое зависит от Китая. «По некоторым данным, Китай выходит на работу в полном составе с 10 марта», - заключил Коган, допустив, что отказ идти на поводу ОПЕК может оказаться дальновидным решением.

Между тем, как отмечает Накануне.RU, источники двух агентств - ТАСС и Reuters, сообщают, что Россия действительно не собирается соглашаться на условия ОПЕК.

Экономист Алексей Белогорьев полагает, что у Москвы есть объективные основания для отказа. Он пояснил, что сегодня никто не знает, как устроен нефтерынок. Данные по спросу и предложению приходят с опозданием на два месяца. А последствия от непредвиденного фактора в виде коронавируса никто не может просчитать, добавил эксперт.

По его словам, в начале февраля РФ говорила о необходимости подождать, чтобы не обвалисть цену на нефть. Россия не заинтересована в подобном развитии событий из-за «коронавирусной ошибки», отметил собеседник «Экономики сегодня».

Полная версия