«Газпром», преодолевая санкции, тратит огромные деньги на строительство газопроводов в Европу, чтобы снабжать энергоресурсами западных «партнеров», но не готов развивать газотранспортную сеть внутри страны.
Красноярск, задыхающийся в смоге, стал жертвой такой политики. Об этом в Telegram-блоге написал обозреватель Максим Кононенко.
Комментируя визит в Красноярск руководителя Росприроднадзора Светланы Радионовой и главы Росгидромета Игоря Шумакова на фоне сообщений СМИ об «экологической катастрофе», Кононенко обратил внимание на политизацию возникшей проблемы.
Он напомнил, что эксперты называют массу причин, почему в этом году в городе пришлось на длительный срок вводить режим «черного неба».
Дело в том, что Красноярск находится в низине в окружении сопок, которые не дают смогу развеяться. В сочетании с безветренной погодой это дает двойной эффект.
Что касается промышленности, то в последние десятилетия ее в Красноярске стало меньше, и она «внедрила у себя какие-никакие, а экологические стандарты, просто потому что законодательство ужесточилось». «То есть выбросов должно было стать меньше - а их становится вроде бы больше. Особенно в медиа - что ни пост про Красноярск, то какой-то черный выброс», - пояснил Кононенко.
Тут может быть еще одно объяснение – в городе стало больше машин, причем зачастую местные жители предпочитают покупать недорогие машины из Японии, причем в основном на дизеле. «Есть еще один фактор. Очень много частных домохозяйств, которые топят, наоборот, недорогим бурым углем. Потому что газа в Красноярске нет. В жилой многоэтажной застройке еще есть, а так – нет», – продолжил Кононенко.
По его словам, в такой ситуации очень показательны требования отдельных активистов, предлагающих ввести еще более жестки рамки для предприятий, а то и вовсе их позакрывать.
То есть, по сути, они советуют убить город, лишив его градообразующих предприятий. «Оставить людей без работы, ведь намного проще, чем убедить «Газпром» кинуть газ и решить проблему газификации. Решение довольно технологичное и не такое уж дорогое, но, очевидно, кому-то невыгодное», - заключил Кононенко.
Цена спасения Красноярска – копейки
Экономист Никита Кричевский также обратил внимание на возможность «Газпрома» раз и навсегда решить проблему города, вынужденного отапливаться углем.
Недалеко от Красноярска расположен Березовский разрез бурового угля, запасов которого «хватит еще лет на 500», однако это не означает, что регион на столетия можно оставить без «народного достояния». Цена нитки в Красноярский край и Хакасию может составлять примерно $5 млрд. Для «Газпрома» и страны – это не деньги. «Но любимый «Газпром», который костьми ляжет, чтоб достроить «Потоки», но палец о палец не ударит, чтоб протянуть нитку (для своих граждан)», - отметил Кричевский.
Он посетовал, что вместо подобных проектов деньги российские власти предпочитают складывать в фондах, скупать гособлигации США и так далее.
Тем не менее, учитываю шумиху вокруг Красноярска, шанс на перемены есть. Хотя бы потому, что политический кризис постараются залить деньгами, резюмировал Кричевский.
С начала года в Красноярске в связи с ухудшением экологической обстановки несколько раз был объявлен режим «черного неба».25 февраля Среднесибирское УГМС объявило, что режим неблагоприятных метеоролических условий в Красноярске объявляется еще на двое суток.