Глава МИД РФ Сергей Лавров призвал Турцию лучше исполнять взятые обязательства в рамках договоренностей по сирийскому Идлибу.
Он обратился к турецким коллегам через интервью «Российской газете», в котором обвинил Анкару в невыполнении «пары ключевых обязательств», которые призваны решить конфликт в провинции Сирии, до сих пор удерживаемой незаконными вооруженными формированиями.
Первое обязательство, как уточнил Лавров, заключается в отмежевании умеренной вооруженной оппозиции, сотрудничающей с Турцией от группировки «Джебхат ан-Нусра» и организации «Хейят Тахрир аш-Шам» (обе группировки запрещены в России). Лавров подчеркнул, что ни той ни другой организации «в Идлибе делать нечего».
Второе обязательство - создание демилитаризованной полосы в 10–20 км внутри идлибской зоны. Оно также не выполнено.
«И об этом тоже мы напомнили нашим турецким партнерам», — отметил Лавров, пообещав, что МИД будет настаивать на неукоснительном следовании Турцией принятому плану урегулирования.
4 февраля на фоне недовольства российского внешнеполитического ведомства президент Турции Тайип Эрдоган заметно смягчил изначально крайне воинственную риторику по отношению к Сирии и России, которую он также обвинил в невыполнении договоренностей по Идлибу.
Возвращаясь из Киева в беседе с журналистами Эрдоган заявил, что «Сейчас Турции не стоит вступать в конфликт или противоречия с Россией».
Он напомнил о важных совместных проектах, реализация которых выгодна обеим странам. Эрдоган указал на строительство на территории Турции АЭС «Аккую», на «Турецкий поток», покупку у России ЗРК С-400. Он добавил, что товарооборот между странами в последние годы заметно увеличился, развивается сфера туризма.
«Все это очень важно для нас. И мы не можем это игнорировать. Безусловно, ситуация подлежит обсуждению. Но не в порыве гнева... Потому как гнев в таких вопросах уж точно не помощник. Нам важно принять решение после обсуждения. Такова ситуация сейчас», - сказал Эрдоган.
Telegram-канал «Повестка дня Турции» насчет высказывания турецкого лидера о неподходящем времени для ссор обращает внимание на слово «сейчас», употребление которого наверняка продиктовано исключительно прагматичными соображениями.
То есть, Турцию может удерживать от открытого противостояния с Москвой лишь страх расстаться с экономическими выгодами. Однако логично предположить, что как только конъюнктура поменяется, и значимые проекты будут реализованы, Анкара начнет действовать в Сирии и Ливии уже без оглядки на Москву.
Как напоминает портал iReactor, идлибская зона деэскалации была создана по факту договоренностей между представителями России, Ирана и Турции в Астане. Сирийские войска сейчас проводят в Идлибе антитеррористическую операцию, активная фаза которой началась в конце января. В ночь со 2 на 3 февраля под удар армии САР попали турецкие военные, которые в Идлибе осуществляли маневры, несогласованные с Россией. Инцидент послужил поводом для Турции нанести удар по позициям армии Сирии.