Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Центробанк «отрезал» бюджетные деньги от экономики России – Хазин

В России кредит окончательно превратился в инструмент порабощения простых граждан вместо того, чтобы быть поддержкой развития реального сектора экономики.

Благодаря жесткой монетарной политике ЦБ, кредиты в стране не доступны подавляющему большинству предпринимателей. Брать деньги под залог активов под заведомо неотдаваемый процент не хочет никто. И если возможности малого бизнеса и предприятий рассчитаться с банками ограничены, то не ограничена возможность населения затянуть пояса, которое в основном и берет заимствования под высокий процент, отдавая в среднем уже половину зарплаты ежемесячно.

Такая тенденция подтверждается данными статистики Счетной палаты, которая на днях сообщила, что в период с 1 января 2016 года по 1 января 2019-го банки выдали в кредит нефинансовым организациям всего 70,9 млрд рублей.

Рост кредитного портфеля по корпоративному сектору составил 0,8%. То есть, 0,27% в год. Если учитывать накопленную за три года инфляцию (Росстат сообщает о 12,6%), то в реальном выражении кредитование бизнеса упало на 11%.

Кредитование физлиц стало для банков приоритетом. За три года долговая нагрузка населения выросла на 39,5% в номинальном выражении и на 23,8% – в реальном.

ЦБ с поставленной МВФ задачей справился

Экономист Михаил Хазин назвал представленные СП цифры подтверждением его гипотезы о том, что ЦБ, «работающий под контролем МВФ, решает две главные задачи».

Первая – максимально стимулировать отток капитала из российской экономики. Это делается для поддержания ликвидности долларовой системы.

Вторая – не допустить создания рублёвого капитала, который позволяет воспроизводить российскую экономику. Здесь более ясно в свое время выразился Егор Гайдар, предложивший принцип «только иностранные инвестиции».

С обеими задачами ЦБ справляется успешно, и поэтому развитие российской экономики в соответствии с пожеланиями президента абсолютно невозможно.

Единственный вариант, как немного приблизиться к желаемым цифрам и создать видимость рывка – это повысить эффективность бюджетных расходов.

Такая задача как раз стоит перед правительством Михаила Мишустина. Потенциал у правительства есть, но гарантий нет никаких, «поскольку аппарат насквозь либеральный, то есть исходит из приоритетов выполнения задач, поставленных МВФ, а не Путиным или, тем более, Мишустиным», заключил Хазин.

Полная версия