Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Хотели капитализм, а получили «рыночный социализм с колбасой»

Уходящий 2019 год отметился крушением ожиданий руководства России о переходе к устойчивому росту ВВП, который, по идее, должен был вывести страну в пятерку лучших экономик мира.

Рост ВВП по итогам года в лучшем случае может составить 1,3%, и то, благодаря нахлынувшему в последние месяцы на Росстат оптимизму. В реальности же, как полагают многие эксперты, экономический рост в России близок к нулю и там же наверняка останется в ближайшие годы, учитывая, что мир постепенно скатывается в рецессию.

Тем не менее, как пишет «КоммерсантЪ», думать о плохом накануне Нового года ни в правительстве, ни в Кремле не принято, а потому населению будут внедрять мысль о том, что в 2020 году жить станет непременно лучше, неизвестно правда, почему. Как предсказывает издание, начало 2020 года будет похожим на 2019-й по инерции. «К весне федеральных денег в экономике будет довольно много, а ко второй половине года — даже больше, чем раньше. «Потолок» роста будет достигнут почти сразу — но сильно расти РФ не собирается. 1,5–2% роста в год», - пишет газета.

Проблема здесь в том, что в стране практически не осталось точек роста помимо государственного сектора. Рост ВВП в будущем году будет обеспечиваться в основном за счет усиление влияния госрасходов. Прежде всего – на реализацию национальных проектов. Это означает, что экономика РФ фактически стала независимой от механизмов открытого рынка и практически перестала ориентироваться на частный бизнес, не связанный с государством.

При внешнем сходстве такую модель трудно назвать госкапитализмом. Скорее это «огосударствленная рыночная экономика», где государство стало контрагентом для большинства более-менее успешных предприятий. Любой сколько-нибудь значимый проект в сложившейся системе может быть прибыльным только в том случае, если осуществляется государственно-частным партнерством. То есть, более простыми словами, сделать хоть что-то в России реально только под «крышей» государства. В подкрепление этого тезиса «Ъ» указывает на поведение РСПП в 2019 году: крупные компании добивались от власти ровно того же статуса, как у госкомпаний.

Главная проблема сформировавшейся модели развития в ее однобокости в том плане, что пользоваться ее успехами в известной степени смогут лишь бюджетники и работники компаний, задействованных в госпрограммах. Остальным же придется выживать на свое усмотрение.

Ползучее огосударствление

Экономист Никита Кричевский согласился с оценками «Коммерсанта», вспомнив цитату Венедикта Ерофеева «Не имей имущество, а имей преимущество».

– Власть в целом закончила формирование предпочтительного для неё и, как она полагает, для русской нации, оптимального экономического конструкта: «Рыночный социализм с колбасой», – написал Кричевский в Telegram.

Он констатировал, что государство сейчас контролирует производство средств производства («Группа А»), а производство средств потребления («Группа Б») отдано частной инициативе. В обозримой перспективе государство займется тем, что будет отгонять от «Группы Б» частников посредством силовиков с уголовными делами и посадками. Параллельно же продолжит говорить о всесторонней поддержке малого и среднего бизнеса. Хотя тут стоит отметить, что ползучее огосударствление, конечно же, не ставит целью взять под контроль каждое кафе или парикмахерскую.

Из плюсов нового госкапитализма можно отметить заботу государства о «своих людях». Уровень жизни бюджетников будут подтягивать до среднего уровня, а то и выше. «Они хоть и не государевы люди в чистом виде, но тоже причастны», - пояснил Кричевский. Из минусов – повсеместная коррупция и незаконное обогащение. В конце концов, «братву надо кормить», ведь она, от строителей магистралей до культуры, – «основа фундамента власти, и расшатывать его нельзя».

«Умный читатель может сопоставить представленные выводы с действительностью и заняться набросками своего места в новой реальности», – заключил Кричевский.

Полная версия