«Надежда и отчаяние»: сочинение выявило настроения российских школьников
Поколение молодых людей, готовящихся к выпуску из школы, чувствует себя ненужным в собственной стране.
Об этом свидетельствует выбор российских 11-классников темы для школьного сочинения, заявил зампред комитета по образованию и науке Борис Чернышов. Он назвал опубликованную 25 декабря статистику тревожным сигналом для государства и системы образования.
Речь идет о данных Рособрнадзора, согласно которым, 39% старшеклассников в этом году решили написать сочинения на тему «Надежда и отчаяние». Второй по популярности темой стала «Добро и зло» (24%), следом идет «Он и она» (23%), «Гордость и смирение» (12%).
Намного меньше школьников изъявило желание писать на более приземленные темы, предполагающие прочтение произведений классической литературы. Так, освещать проблематику, поднимаемую в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» решились только 2% учащихся.
Как рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, сочинение 11-классники писали 4 декабря. Работы оценивались по системе «зачет-незачет». Справились с сочинением 98% школьников, передает Интерфакс.
Отчаявшееся поколение
Борис Чернышов в интервью радиостанции «Говорит Москва» предложил посмотреть на выбор старшеклассников как на индикатор настроений среди молодых людей. К озвученной статистике необходимо отнестись максимально серьезно, ведь она отражает глубинные процессы в «системе образования, культуре и вообще в социальной сфере».
Нормально, когда «у ребят в возрасте 16-17 лет есть надежда, «но ведь тема отчаяния тоже присутствует». Она есть и в семье, и в массовой культуре. Рост таких негативных настроений можно зафиксировать по внешним признакам. Например, в соцсетях буквально под каждой новостью, независимо – плохой или хорошей, бурлят истерические комментарии. Выходит, что многие люди, если только это не профессиональные сетевые провокаторы, воспринимают буквально все, происходящее в мире через призму отчаяния. «Вот эта истерия, она всё-таки проявляется сегодня», - сказал Чернышов.
С другой стороны, выбор молодежи можно расценить как попытку обратиться к взрослым. «Это сигнал к тому, что нужно с молодёжью работать... Нужно менять информационную политику... в сторону диалога с новым поколением», - пояснил депутат. Нельзя говорить с подрастающим поколением путем запретов и наставлений через губу. «Действовать нужно по-другому. Показать, что мы вас слышим, мы понимаем, о чём вы поёте, о чём говорите», - продолжил Чернышов.
В завершение он предположил, что отсутствие нормального диалога с молодежью подталкивает ее к мысли о невостребованности, о тотальном равнодушии. «Исходя из этого это отчаяние: меня не увидит никто; увидят всегда драчуна, того, кто нарушает закон, плохиша, а меня, обычного человека, никто не увидит», - подытожил парламентарий.